Анна Крылова
Открытое мероприятие в рамках образовательного проекта «Хороша ложечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хороша ложечка»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста этнографических представлений и активного интереса к культуре, быту, истории русского народа;
образовательные задачи :
Познакомить с кухонной утварью - ложкой, историей возникновения и использованием;
Упражнять в словообразовании, совершенствовать грамматический строй речи, закрепить знания о геометрических фигурах, количественного состава числа, цифр.
Способствовать развитию познавательного интереса к ремеслам наших предков;
развивающие задачи:
Публикация «Открытое мероприятие в рамках образовательного проекта „Хороша ложечка“» размещена в разделах
Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия, музыкальных способностей.
воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.
Способствовать развитию познавательной культуры дошкольников.
Материал: расписные ложки, резные ложки, алюминиевые и металлические ложки, предметы крестьянского быта, декорация, музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольцы, погремушки) электронные видеоматериалы /презентация музея ложек/.
Ход мероприятия
Под р. н. песню «К нам гости пришли», хозяйка приглашает детей в горницу (музей русской избы)
Хозяюшка:
-Проходите, гости дорогие, детушки милые! Располагайтесь поудобнее «кто на лавку, кто под лавку, а кто и в уголке постоит» - не пугайтесь, так шутили в старину, приглашая гостей в горницу, самую большую, красиво убранную комнату в доме. (Дети рассаживаются)
Хозяюшка:
-У нас для каждого найдётся и местечко, и словечко.
Ребё нок:
-Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.
Хозяюшка:
-Редкий гость никогда не в тягость.
Ребё нок:
-Говорят, дома сидеть, ничего не высидеть. Вот и решили мы на людей посмотреть, да себя показать.
Хозяюшка:
-Всем ли места хватило? Всем ли видно и удобно? Всем ли слышно?
Дети: ответы детей
Хозяюшка:
-А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперёд-
Вы, смекалистый народ!
Будь-то суп или картошка,
Для обеда нужна… (ложка)
Без неё мы как без рук,
На досуге - веселушка
И накормит всех подруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт. (Ложка)
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот
Открывай пошире рот! (ложка)
Хозяюшка:
Да! Все эти загадки о государыне Ложке!
Хозяюшка:
когда-то давным-давно люди жили в пещерах и шалашах, а еду готовили на кострах. Что такое суп, борщ, они не знали. Ели жареное мясо, ягоды, растения, которые находили в лесу и ели руками. И вот однажды один человек взял в руки очень горячее мясо, оно было такое горячее, что человек выронил его из рук, и оно упало на острую палочку. Человек поднял мясо и увидел, что в нем торчит палочка. Мясо опять обожгло ему руки, и он схватил за палочку. Тут человек понял, что с палочкой есть удобнее, пальцы не жжет. С тех пор люди стали есть палочками.
Но время шло: люди уже жили в удобных домах, сидели на лавках и даже научились варить суп. Но палочкой суп есть не будешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.
1 ребё нок:
«Не вычерпать ложкой глубокое море!»
С таким утверждением трудно поспорить.
Однако никак не могу я понять:
Зачем же солёную воду хлебать?
Я ложкой люблю, есть пирожное,
Варенье, повидло, мороженое,
Рассольник и кашу, бульон и окрошку.
Вот сколько всего можно вычерпать ложкой!
2 ребё нок:
Наши ложки знает целый мир,
Наши ложки - лучший сувенир.
3 ребё нок:
Хохломские, расписные,
Наши ложки хороши!
4 ребё нок:
Мы для вас сейчас сыграем,
Вы, пляшите от души!
5 ребё нок:
Звонкие, резные
Ложки расписные.
От зари и до зари
Веселятся ложкари!
Игра на ложках русская народная песня
Хозяюшка:
Детушки - касатушки!
Вы садитесь, не стесняйтесь
Поудобней располагайтесь!
Всем видно, всем слышно
Приготовьте ручки, ножки
Расскажу я вам про ложки!
Мультимедиа «Ложки»
Хозяюшка:
В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину её занимала русская печка.
Ребё нок:
Ой, ты, печка - сударушка,
Помоги нам, боярушка:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
В дом богатство принеси.
Хозяюшка:
-Печь была самой главной вещью в доме.
В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.
Раздаётся шум из-за печки. Хозяйка тянет из-за печки валенок, а вместе с ним и домовенка Кузю.
Кузя:
-Здравствуйте мои друзья! Я к вам в гости пришёл не с пустыми руками, я принес вам подарок. Достаньте его из моего домика.
Хозяюшка: Ой, ребята я застряла, не могу вытащить руку. И что же мне теперь делать?
Кузя: А вы сначала отгадайте загадку!
Всех кормлю с охотою, а сама безротая.
Дети: ложка.
Хозяюшка:
Вот так ложки - веселушки,
Так и просятся в частушки.
1 ребё нок:
Лодырь да бездельник-
Им праздник и в понедельник.
2 ребё нок:
Ныне лягушки, завтра гуляшки,
Останешься без рубашки.
3 ребё нок:
Деревянные ложки –
Постучи-ка немножко.
Хочешь – вальс играй,
А хочешь – суп хлебай!
Хозяюшка:
А вот и моя корзинка,
А в ней не кошки и не мышки,
Не бусы и не шишки,
Не кастрюли, и не плошки,
А расписные … (ложки)
Там, где песня льётся, там легче живётся!
Запевайте-ка песню шуточную, прибауточную.
Русская народная песня «Как под наши ворота» - игра на ложках
Ой, ребятушки, а кто мне скажет, что это? (палка)
А где её можно увидеть? (на улице в парке, в лесу, у костра)
А вот давным-давно палка заменяла ложку.
А как вы думаете, удобно было кушать палочками?
Ответы детей.
-Что тогда придумал человек? (ложку)
-Из какого материала сделали ложку? (из дерева)
Игра с мячом на словообразование с Кузей.
Кузя:
Каких только ложек не было! Сейчас я вам буду называть из чего сделана ложка, а вы мне как она называется.
Ложка из алюминия – алюминиевая
Ложка из стали - стальная
Ложка из олова - оловянная
Ложка из серебра - серебряная
Ложка из золота - золотая
Ложка из керамики – керамическая
Ложка из пластмассы – пластмассовая
Кроме того есть ложки разные по назначению:
Для супов – столовая
Для чая – чайная
Для кофе – кофейная
Для десерта – десертная
Ложка для сувенира – сувенирная.
Хозяюшка:
А сколько пословиц и поговорок посвящено ложке. Ну-ка, ребятки помогите мне их вспомнить!
Дети называют пословицы и черпают ложкой из горшка. Начинает перекличку Хозяюшка: «Красна ложка едоком, а лошадь ездоком»
Ребё нок: Ложка не кошка, рта не оцарапает.
Ребё нок: Пришлась ложка ко рту, да хлебать нечего.
Ребё нок: Один горшок, а ложек много.
Ребё нок: Ложка дёгтя – в бочке мёда.
Ребё нок: Ложкой моря не вычерпаешь.
Ребё нок: Дорога ложка к обеду.
Хозяйка:
Молодцы, хорошо поработали! Много пословиц знаете, пользуйтесь ими.
Вы устали чуточку?
Отдохнём минуточку.
Инсценировка «история росписи ложек»
Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало, заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмё т в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.
Уж такие у него замечательные ложечки выходили : большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.
Но как- то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.
Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей, и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.
И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!
Кузя начинает что-то искать.
Хозяйка:
-Кузенька, а что ты ищешь?
Кузя:
-Да вот потерял я свою ложку.
Хозяюшка:
-Как же такое могло случиться?
Кузя: (разводит руками)
-Сам не знаю. Ведь я для неё дорогой сам баклушу отрезал, высушил, из неё сам ложку выстругал, резьбой её украсил. И получилась чудо-ложка: большая, глубокая, удобная, резная, одна на свете такая. Ой, горе мне, горе.
Хозяюшка:
-Погоди, Кузьма. Мы тебе поможем, в беде не оставим. Поможем ложку найти. Где она у тебя хранилась: в валенке? В сапоге? За поясом?
Кузя: За поясом, за поясом, она всегда рядышком была.
Хозяюшка:
А где ел то в последний раз?
Кузя: Где, где за столом. Но её тут нет. Ой, а это что за бумажка. Её раньше не было, да здесь что- то написано. Я читать не обучен, букв не знаю. Помогите…
Хозяюшка:
Ложку ты свою найдёшь,
Когда картинку соберешь.
И роспись волшебную ты назовешь.
Хозяюшка: Ребята, поможем Кузе выполнить задания? На столе лежат пазлы русских росписей. Задача-собрать и назвать вид росписи (хохлома, гжель, Городец)
Выкладываем картинку. Подходим к сундуку
«Волшебные слова» :
Мы ногою трижды топнем,
Да в ладоши дважды хлопнем,
По коленям один раз
И сундук откроем в раз.
Кузя (достает ложку из сундука) :
Вот спасибо сундучок-
Позолоченный бочок.
До чего ж я благодарен
Ведь без ложки я не барин!
Музыкальная игра: «Игра с ложкой»
Ты беги скорее ложка
Быстро, быстро по рукам.
У кого осталось ложка,
Тот в кругу станцует нам.
Кузя с Хозяюшкой достают из печи сушки, пряники:
Течет-течет речка-течет не устанет,
Печет, печет печка - печь не перестанет,
Жуйте ребятишки, пряники, коврижки,
Пироги подовы, пряники медовы.
Хозяюшка:
На этом мы с вами прощаемся. И как говорили наши предки: «Живите на красную ложку!» Это значит: пусть ваша душа поет, и пусть вместе с ней поют родственные души.
i][/i]