Фируза Никулина
Отец и ребёнок Круглый стол в детском саду.
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем МДОУ уже стало традицией, уделять огромное внимание, роли папы в воспитании детей. С этой целью психолог с участием воспитателей групп проводит круглый стол «Отец и ребенок». Кроме круглого стола, который проходит вместе с детьми, с ребятишками проводятся игры и упражнения.
Отношения между родителями и детьми — одна из важнейших проблем семейного воспитания. И особенно хотелось бы остановиться на роли отца в воспитании ребенка.
Публикация «Отец и ребёнок Круглый стол в детском саду,» размещена в разделах
Многие мужчины уверены, что уход за ребенком — не мужская работа. Это неправильное представление. Можно быть нежным отцом и настоящим мужчиной одновременно.
Известно, что духовная близость и дружеские отношения между отцом и детьми оказывают благотворное влияние на характер ребенка и на всю его последующую жизнь. Но так ли легко достичь духовной близости и взаимопонимания между папой и ребенком. Часто случается так, что отцы боятся того, что их дети, особенно сыновья, не станут любить их, если они будут слишком строгими. Поэтому они стараются в воспитании отойти на задний план. Но исследования ученых — психологов и педагогов — показывают, что дети, как правило, меньше любят тех родителей, которые стоят в стороне от их воспитания.
Если обратить внимание на то, кто присутствует на родительских собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах, то можно заметить, что это в основном мамы и бабушки, отцы являются здесь крайне редкими гостями.
Задачи:
1. создать условия для формирования толерантного отношения к другим людям;
2. развить навыки конструктивного общения;
3. приобщить и заинтересовать отцов вопросами воспитания и развития своих детей;
4. помочь им завоевать истинный авторитет у своего ребенка.
Материалы: костюмы для конкурса, ширма, детские рисунки за ширмой, фотографии пап с детьми, на которых они занимаются хозяйственными делами, общаются и играют с детьми, альбомы «Кто Я?», народные пословицы о роли отца в жизни ребенка, поделки, игрушки, изготовленные папами вместе с детьми.
Предварительная работа с детьми: разучивание стихотворений; проведение занятий по теме «Семья» (1-я и 2-я младшая группа, средняя и старшая группы, работа с альбомами «Кто Я?».
Помещение, где проводится встреча, оформлено фотографиями, на которых отцы занимаются хозяйственными делами, общаются и играют с детьми, а также высказываниями специалистов о роли отца в жизни ребенка, выставка психолого-педагогической литературы.
Подготовка к круглому столу
Оформить подборку пословиц разных национальностей, о воспитании детей.
«Один отец значит больше, чем сто учителей» (русская пословица).
«Детей наказывай стыдом, а не кнутом» (русская пословица).
«Учи жену без детей, а детей без людей» (русская пословица).
«Сын — радость, дочь — сладость» (башкирская пословица).
«Сумел родить — сумей воспитать» (башкирская пословица).
Если не согнулся, когда был прутиком, не согнется, когда станет палкой (татарская пословица).
Хочешь жениться на девушке - сначала познакомься с ее матерью (татарская пословица).
Ребёнка учи с молодости. (татарская пословица).
Ребенок в люльке — пять раз изменится. (татарская пословица).
• Оформить приглашение отцам, дедушкам на круглый стол: аппликация ракеты с текстом приглашения.
• Провести анкетирование отцов.
• Выставка детских рисунков «Мой папа — самый лучший!».
Анкета
• В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?
• Сколько времени вы проводите со своим ребенком?
• Чем занимаетесь с ним в свободное время?
• Просит ли вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать что-нибудь?
•Как поступаете, когда не можете выполнить просьбу?
• Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях?
• Курите ли вы в комнате, где находится ваш ребенок?
• В чем испытываете трудности в общении с детьми, их воспитании?
• Доброта или строгость — ваши помощники в воспитании?
• Есть ли у вас общие с ребенком интересы и любимые занятия?
• Кто будит сына/дочь по утрам, собирает в садик?
• Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?
Круглый стол
Присутствуют папы с мамами и дети.
Приветствие
Педагог-психолог. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады вас видеть и можем начать сегодняшнюю встречу. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем: «Добрый вечер!»
Организация общения присутствующих.
Два ребенка, мальчик и девочка, рассказывают стихотворение:
Нежно тебя обнимаю за шею:
Счастье твоей дочкой (твоим сыном) родиться!
Я сделаю больше, чем даже умею,
Лишь бы ты только мог мною гордиться.
Педагог-психолог. Любовь к ребёнку – это жизнеутверждающая сила, дающая ему уверенность в своих возможностях, уверенность в защите и поддержке. Любить ребёнка – значит, научить его любить окружающий мир, окружающих его людей.
Наша дискуссия невозможна без знакомства. Пожалуйста, сожмите руки в дружеском рукопожатии, познакомьтесь.
Вопросы отцам
• Какова ваша роль в семье как отцов? (Зачитать ответы из двух-трех анкет.)
• Что вы считаете главным в воспитании ребенка?
• Кто должен принимать большее участие в воспитании: мать или отец?
Обобщение
Любовь к ребенку — это жизнеутверждающая сила, дающая ему уверенность в своих возможностях, уверенность в защите и поддержке. Любить ребенка — значит научить его любить окружающий мир, окружающих его людей. В семье для детей необходимо как женское, так и мужское влияние. Мать, как правило, действует на них лаской, добротой. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование у детей целеустремленности, настойчивости, смелости — это забота отца.
Сообщение психолога
«Влияние отца на психическое развитие ребенка»
Особенности отцовской роли в семье и воспитании детей определяются такими факторами, как доступность для ребенка, включенность в совместную деятельность с ним, ответственность за материальное обеспечение и организацию образовательно-воспитательной сферы ребенка. Сравнение «включенных отцов» и «включенных матерей», то есть отцов и матерей, активно участвующих в воспитании, позволило сделать вывод, что такие отцы успешнее влияют на развитие ребенка, чем матери.
Психологами получены данные, свидетельствующие о том, что у детей, растущих без отца, большее развитие получают гуманитарные способности. При сравнении материнского и отцовского стилей воспитания было показано, что авторитарность отца оказывает на умственные характеристики детей положительное влияние, тогда как авторитарность матери — отрицательное. Обнаружена определенная связь между одаренностью детей и уровнем сложности отцовской профессии.
Многие исследователи подчеркивают исключительную важность поведения родителей в первые годы жизни ребенка для развития его самооценки. Были выявлены, например, такие факторы, влияющие на формирование положительной самооценки, как взаимодействие с другими людьми, толерантность к другим людям, конструктивности в общении, умение принимать точку зрения другого ребёнка, заинтересованность, забота о ребенке, требовательность, демократизм в семейных отношениях.
Знайте: гордость за своих родителей — это моральный фундамент для взлета личности ребенка.
Стыд за своих родителей — это тяжесть на сердце, не разрешающая ребенку взлетать до полной высоты.
Педагог-психолог. Дорогие папы, как видите, вы очень важны для своих детей, для того, чтобы они росли счастливыми, добрыми, мудрыми людьми.
Выражая свою любовь, дети нарисовали ваши портреты.
(Открывает расположенную за ширмой выставку детских рисунков «Мой папа — самый лучший!».)
Посмотрите, какие теплые чувства к вам передали дети на этих рисунках! Но наши дети еще не умеют писать. Как же разобраться, чей папа, на каком рисунке изображен? Конечно же, ваше любящее сердце подскажет!
Папам предлагается определить, какой портрет выполнен их детьми
Конкурс «Папа, одень меня!»
После ответов на вопросы в зал входят дети и проводится конкурс «Папа, одень меня!» — с мальчиками и «Папа, завяжи мне бантик!» — с девочками (фото).
Педагог-психолог. А еще дети абсолютно убеждены, что их папы знают все на свете. Мы специально подобрали детские вопросы, на которые, наверное, только вы, папы, и сможете ответить.
«Папа знает всё»
Подборка детских вопросов, на которые папы отвечают. Перед началом зачитывания вопросов:
3-й ребёнок:
Спросим папу – пусть ответит.
Папа знает всё на свете! (С. Капутикян)
Вопросы находятся в воздушных шарах. Среди вопросов были, например, такие:
•Почему одуванчик пушистый?
• А почему снег мокрый?
• Почему самолёт летает, ведь он не птица?
• Почему нельзя сосать сосульку? И т. д.
Педагог-психолог. Ну что ж, с детскими вопросами папам удалось справиться играючи. И конечно же, не найдется в зале ни одного папы, который не испытывал бы чувство гордости за своего ребенка. А ведь как иной раз хочется поделиться с друзьями и коллегами, какие замечательные дети у нас растут! Не правда ли? И сейчас у вас такая возможность имеется. Какой же он, ваш любимый ребенок?
«Вот он какой, мой любимый ребенок!»
Папам предлагается подобрать эпитеты, которыми они могли бы охарактеризовать своих детей.
Педагог-психолог. А теперь давайте поговорим о наших детях поподробнее. (Отцам предлагается подготовить рассказ о своем ребенке.)
Да, дети действительно растут очень хорошие. Но воспитание ребенка – непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-кто, а уж папа точно все сумеет преодолеть.
«Ваши действия»
Вопросы спрятаны в воздушных шарах. Каждый папа вместе с ребенком выбирает шарик и протыкает его, из него выпадает листок, на котором излагается одна из педагогических ситуаций. Папа отвечает на выпавший вопрос.
• Ваш ребенок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?
• Ваш ребенок весь день никого не слушает. Когда вы попытались
с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?
• По телевизору идет трансляция чемпионата мира по футболу (хоккею и пр., а вы никак не можете уложить ребенка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?
• В магазине ваш ребенок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку!» Ваши действия?
• Ваша жена уехала, ребенок остался полностью на вас. Вы пытаетесь одновременно приготовить завтрак и собрать ребенка в детский сад, затем вам необходимо поехать на работу, где будет важное совещание. Но тут раздается звонок, и вам сообщают, что в детском саду карантин и лучше ребенка не приводить. Ваши действия?
• Вы смотрите премьеру художественного фильма, в котором играет ваш любимый актер, а ребенок просит вас поиграть с ним. Вот уже полчаса он не отходит от вас: «Пап, ну пойдем, поиграем!» Ваши действия?
Педагог-психолог. Все мы сейчас смогли убедиться, что неразрешимых ситуаций для пап не существует. А еще папы умеют все делать. А главное, любой ребенок готов прийти папе на помощь.
Игра «Изобрази фигуру»
Первые две фигуры папам предлагается сделать: это лодка и самолет. Третью фигуру папы должны придумать с детьми сами. Ведущие угадывают, что это за фигуры.
Оформить фамильное генеалогическое древо и принести его в детский сад.
Прощание
Педагог-психолог. В заключение хочу сказать, что у вас сегодня появилась возможность воспользоваться не только своим, но и чужим опытом для решения проблем в воспитании и развитии. Попрошу вас дома оформить свое фамильное генеалогическое древо, и дети принесут его в детский сад.
Разрешите закончить наш разговор мудрым высказыванием: «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей».
А теперь давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и хором скажем: «До скорой встречи!»
Хочется надеяться, что отцы задумались над проблемами, о которых мы говорили во время круглого стола. Судя по нашему опыту, такая форма работы является результативной и актуальной — она помогает мамам и папам получить определенные психолого-педагогические знания, учит общаться со своими детьми, быть для них примером во всем.
Список литературы
1. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие / Зверева О. Л., Кротова Т. В. — М. : Айрис-пресс, 2006.
2. Метенова Н. М. Родительское собрание в детском саду. Методика проведения. — Ярославль, 2000.
3. Никулина Ф. Х. Отец и ребенок. Круглый стол в детском саду. // Школьный психолог 2009, № 15
4. Петренко Г. Р., Никулина (Таштемирова) Ф. Х. Проведение «круглого стола» «Роль отца в семейном воспитании» (из опыта работы) // Психолог в детском саду. — 2008. — № 2.