Лариса Зверева
Отчёт по самообразованию «Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников с помощью игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по самообразованию
Тема: «Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»
Воспитатель: Зверева Л. С.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой отчет по самообразованию за 2020-2021 учебный год по теме " Развитие социально – коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий
Актуальность проблемы
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, умеющим общаться с окружающими его людьми. Чтобы научить ребенка общению, нужно много терпения, любви и желания помочь ему разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. В дошкольном возрасте формируется целостный жизненный опыт ребенка. Социальное развитие это процесс во время, которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения. Он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, развлекается, познает мир, себя и окружающих.
В связи с этим проблема социально- личностного развития – развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром – всегда была и ныне остаётся особо актуальной на данном современном этапе.
Цель: создание условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.
Задачи:
1. Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития детей;
2. Развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию;
3. Формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах;
4. Учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т. д;
5. Учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения;
6. Учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации);
7. Расширять представления об окружающем мире;
8. Обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;
9. Профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем;
10. Приобщение родителей к участию в жизни группы и ДОУ.
Формы реализации данных задач:
- фронтальные и подгрупповые занятия;
- индивидуальная работа;
- создание предметно-развивающей среды
- взаимодействие с родителями
Ожидаемый результат:
- обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения;
- развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства; формирование дружеских взаимоотношений, сплочение коллектива.
- обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;
- повышение уровня педагогической культуры родителей.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Анцупова Г. Л. Давай поиграем! – Ростов-на Дону «Феникс» 2000г.
2. Алифанова, Е. М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр Волгоград, 2001
3. Котова Е. В. В мире друзей. – Творческий центр «Сфера» Москва 2007г.
4. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль «Академия развития» 1996г.
5. Рыжова Н. А Экологический проект «Мое дерево». – «Карапуз-дидактика» ТЦ «Сфера» 20069.
6. Клюева, Н. В., Касаткина, Ю. В. Учим детей общению Ярославль: Академия развития. 2008.
7. Семенака С. И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - Издательство Аркти Москва 2004г.
8. Семенака С. И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Издательство Аркти Москва 2004г.
9. Семенака С. И. Уроки добра. – Издательство Аркти Москва 2004г.
10. Николаева С. Н. Юный эколог. – Москва Мозаика – Синтез 2010г.
11. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – Москва 2009г.
12. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука Общения. - С. -Петербург «Детство-Пресс» 2004г.
13. Услуги Интернет.
Начав свою работу в данном направлении для работы с детьми мной был разработан перспективный план.
Для реализации всех этих задач для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые уголки. В группе имеются геометрические модули, в виде прямоугольников, Игровые уголки, созданные детьми из таких модулей, стали наиболее любимыми, часто используемыми.
Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.
Выделяют три класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе ребенка Самостоятельные игры; Игра – экспериментирование; Самостоятельные сюжетные игры; Сюжетно-отобразительные; Сюжетно-ролевые (творческие); Режиссерские; Театрализованные. Большой эффект в развитии социальных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности её очень широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх
2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями: игры обучающие; дидактические; сюжетно-дидактические; подвижные; досуговые игры; игры – забавы; игры – развлечения; интеллектуальные; празднично-карнавальные; театрально-постановочные.
3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций, этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым). Из всех видов детской игры наиболее значимой в плане формирования у детей коммуникативных умений является сюжетно-ролевая как особая форма удовлетворения его потребности занять определённое место в окружающем мире, преобразующая эту потребность в конкретное содержание - осуществление общественно значимой и оцениваемой деятельности.
Таким образом, именно в игре ребенок закрепляет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. И это становится основой социальной компетенции дошкольника. В нашем детском саду мы уделяем особое внимание гендерному аспекту в воспитании дошкольников. Поэтому в игровой среде представлен широкий выбор гендерно привлекательных или фиксированных игр, игрушек и атрибутов для игры (кукла-мальчик и кукла-девочка, набор парикмахера для мальчика и для девочки, магазин автомобилей, запчастей, инструментов и т. д.).
Для сюжетно-ролевых игр на профессиональную тематику есть костюмы для девочек и мальчиков (доктор, повар, продавец, парикмахер и др.)
Так же в процессе игры дети учатся использовать социально приемлемые способы распределения ролей (считалки) и решения конфликтов (мирилки). В арсенале педагога всегда есть игры, направленные на развитие социально коммуникативных способностей как вступить в общение, как обратиться за помощью, как вежливо отказать и не обидеть.
Становлению общекультурной компетенции способствует режиссерская игра и игра-драматизация, которая учат ребенка узнавать и проявлять эмоции, откликаться на эмоции близких и друзей. Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций.
Для работы с детьми подобраны игры и оформлены картотеки:
-на развитие коммуникативных способностей детей и сплочение коллектива;
-на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей среднего дошкольного возраста;
-на преодоление негативных эмоций, гнева.
-игры и упражнения по психогимнастике, релаксации, этюды на выражение основных эмоций.
Таким образом, широкое использование игр в образовательном процессе с детьми повышает уровень их коммуникации
Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрослых – играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки-матери»… Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как хочет, а так как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать.
С целью преодоления эмоционального неблагополучия детей, формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок эмоциональной разгрузки и релаксации, в котором дети с удовольствием отдыхают играют, могут побыть наедине, с помощью дидактических пособий учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром. «Островок уединения» как мы его называем в группе есть машина, окна закрыты тюлей напоминает маленький домик, где дети играют по одному-двое. На полках сенсорного стола игрушки, специально подобранные для отдыха и релаксации: «Песочница», «Сухой бассейн» с горохом, фасолью и бобами, игра с цветными пуговицами, контейнер с бусинками, которые можно нанизывать на веревочку, массажные шарики, пальчиковые куклы, мягкие подушки и игрушки, шнуровки, «Стаканчик настроения» - когда сердишься, в него можно сказать сердитые слова и закрыть крышкой, чтобы не улетели,, Также сделали подборку самых различных игр: для застенчивых детей, для агрессивных детей. Собрали картотеку мирилок. При регулярном использовании уголка по назначению сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно, дети научатся контролировать свое эмоциональное состояние, что положительно скажется на психологическом климате в группе.
Нашим неизменным помощником в социально-коммуникативном развитии детей является семья
Разработан план работы с родителями. Оформлены папки передвижки. консультация для родителей. «В мире игры и общения».
В родительском уголке помещала рекомендации по данной теме: описание дидактических игр, игр в быту, различные памятки.
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно в изготовлении дидактического материала и пособий, так же охотно принимали участие в традиционных выставках детского сада.
Таким образом, сотрудничество с семьёй повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению.
Рекомендовала родителям в целях экономии времени знакомится с материалом на сайтах в интернете. В будущем году планирую продолжить работу с родителями в этом направлении. На современном этапе развития общества особое значение придается развитым коммуникативным умениям, умению планировать, осуществлять, контролировать и рефлексировать процесс взаимодействия, межличностного общения. Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы привело к укреплению и развитию коммуникативных способностей детей в процессе игровых технологий. Родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений.
Работая по данной теме, мне приходилось взаимодействовать с другими педагогами ДОУ. Для этого мы постоянно пополняли развивающую среду, обменивались друг с другом пособиями, играми, оборудованием, посещали открытые просмотры
По окончании изучения темы получила следующие результаты:
1. Повышение педагогического мастерства в разработке и применении на практике данной темы.
2. Содействие лучшему пониманию сущности вопроса.
3. Создание благоприятных условий для развития коммуникативных способностей у детей с помощью игровых технологий.
Перспектива.
В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий развивать социально-коммуникативную уверенность у детей, помочь родителям в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.
Продолжать проводить игровые тренинги с родителями, вовлекать их в жизнь группы, подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически пополняя свой методический материал.