Светлана Ерофеева
Реализация проектной деятельности на тему «Русские народные игры и праздники» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы вправе, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получит развитие» - так писал известный религиозный философ В. В. Зеньковский. Мы считаем, что приобщая ребёнка к культурному наследию своего народа, мы можем обеспечить ему духовно-нравственное воспитание. Именно поэтому темой проекта нашего музыкального руководителя, в котором мы с детьми приняли активное участие, стала следующая – «Знакомство с культурой и традициями русского народа. Народные праздники и игры».
Публикация «Реализация проектной деятельности на тему „Русские народные игры и праздники“ в старшей группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные игры
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Данный проект относится к блоку «Наследие», является долгосрочным, групповым, творческо-познавательным.
Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Цель проекта : сформировать у детей первоначальные представления о народных праздниках, играх, истории и жизни русского народа.
Задачи:
-познакомить дошкольников с некоторыми обрядовыми праздниками и народными играми, привлекать детей и родителей к участию в них;
- расширить первоначальные знания о русском народном творчестве (пословицы, поговорки, загадки, докучные сказки) учить использовать их в активной речи;
- познакомить детей с русским народным бытом;
- сформировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к культурному наследию, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
- сформировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.
Для решения этих задач в многочисленной литературе рекомендуется включать в содержание воспитания следующее:
1. Народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединённых собственными действиями, общими переживаниями. Народные игры.
2. Приобщение детей к крестьянской культуре и быту.
3. Знакомство с предметами народно-прикладного искусства, с народным костюмом, с разными видами декоративного искусства, с колокольчика и колоколами, с архитектурой, с устным народным творчеством.
Работа по проекту планировалась в соответствии с народным календарём.
Основными формами приобщения детей к культурному наследию, которые использовались в течение года, являются:
- Занятия;
- Беседы;
- Фольклорные праздники, развлечения;
- Игры-путешествия в прошлое предметов;
- Выставки;
- Индивидуальная работа с детьми.
Практически в любую форму можно включить русскую народную игру. «Игра в значительной степени является основой всей человеческой культуры», - этой оценке А. В. Луначарского трудно что-то добавить. Мы убедились, что не следует рассматривать русскую народную игру только как средство развлечения. Русская народная игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви к дому. Русские народные игры отличаются богатством интеллектуального содержания, требуют от играющих внимания, сообразительности, волевого напряжения. А сколько новых впечатлений черпают дети в народной игре!
В течение года была проведена следующая работа:
На внутригрупповом новогоднем досуге мы рассказывала о традициях празднования Нового года и Рождества, возникновении этих традиций.
Затем было проведено спортивно-музыкальное развлечение «Крещенские забавы», где дети познакомились с обычаями празднования и поучаствовали в народных играх. Следующим музыкальным мероприятием было знакомство с традициями празднования русского народного праздника «Жаворонки» или «День весеннего равноденствия». Затем мы с детьми приняли активное участие в празднике «Благовещение» совместно с «Вербой» и познакомились с традициями празднования. «Вообще, хочется здесь добавить, что праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, учат взаимодействовать в коллективе; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. И в чём мы многократно убеждались, чем больше вклад в подготовку, тем больше удовлетворения, радости от праздника получают и участники и организаторы.
Итоги проекта :
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Умение играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.
- Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.