МААМ-картинки

Отчёт о результатах самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования»

Айгуль Гасанова
Отчёт о результатах самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

ОТЧЁТ

о результатах самообразования

по теме: «Организация предшкольной подготовки

в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»

Подготовила :

Гасанова Айгуль Давлетовна, воспитатель

Тема самообразования : «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО».

Темочки:

Источники самообразования : СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, вебинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, онлайн-экскурсии.

Форма самообразования : индивидуальная.

Срок реализации самообразования : 3 года (2018-2019 / 2019-2020 / 2020-2021 уч. г.).

Представление материала : выступление из опыта работы на МО воспитателей.

Целью моей работы по самообразованию было : продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучение проблем по организации предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

2. Изучение методической литературы.

3. Изучение многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности.

Предполагаемый результат : исходя из поставленных целей и задач, мною была

выдвинута следующая гипотеза: организация предшкольной подготовки - это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября. Если работа будет проводиться систематически, в тандеме с учителем, логопедом, психологом, педагогами ОУ, родителями, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.

Актуальность:

В связи с введением в действие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.

Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) акцентирует внимание на преемственности образования. В этом контексте организация предшкольной подготовки детей в системе дошкольного образования особенно актуальна. Программа обучения усложняется и требования к детям, поступающим в школы, возрастают. Поэтому ученики, прошедшие курс предшкольной подготовки ещё в детском саду или в специальных подготовительных классах, учатся успешнее, знания усваиваются ими легче и адаптационный период в школе проходит гораздо проще. Но порядок организации предшкольной подготовки должен быть грамотным, соответствующим ФГОС, и это требует соответствующей подготовки педагога.

Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.

Исходя из всего вышесказанного, организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО стала весьма актуальной в настоящее время.

Свою систему работы вела по трем направлениям:

работа с педагогами

работа с детьми

работа с родителями

1. Работа с педагогами:

консультация для воспитателей: «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»;

семинар «Преемственность детского сада и школы в соответствии ФГОС» на базе МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале (Открытый просмотр НОД) :

1) НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Весна идёт, весне

дорога».

2) НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы

«Волшебная математика»;

подготовка буклетов «Готовность ребёнка к школе», «Подготовка руки к письму»;

подготовка и демонстрация дидактического материала, пособия для предшкольной подготовки детей;

выступление на МО воспитателей: «Обобщение педагогического опыта по теме самообразования : «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»».

2. Работа с детьми:

подготовка к обучению чтению;

игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха;

формирование элементарного математического представления;

рабочие тетради, игры и игровые упражнения при организации работы по ФЭМП;

подготовка руки к письму;

упражнения и задания для подготовки руки к письму.

3. Работа с родителями:

Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использовала разные формы работы: индивидуальные беседы, консультации по определенным темам, групповые родительские собрании, семинары-практикумы по разным вопросам, круглые столы.

анкетирование «Готовность ребёнка к школе»;

папки-передвижки: «Организация домашней подготовки детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»;

индивидуальные беседы: «Физиологическая готовность ребенка к школе», «Тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок»;

консультация «Познавательная готовность ребенка к школе», «Готовность ребёнка к школе»;

рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению с использованием наглядных и графических возможностей;

презентация для родителей дошкольников «Проблемы подготовки детей к школе»;

родительское собрание : «Почему возникают проблемы у первоклассников в школе?».

В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:

Голубь Валентина Тимофеевна. Тренажер по обучению письму детей 6-7 лет. ФГОС.

Степанова Ольга Николаевна. Подготовка детей к школе : Год: 2008.

Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва, 2005 г.

Дыбина О. В. Рукотворный мир. Сценарий игр-занятий для дошкольников. Москва, Творческий Центр. “Сфера” 2001 г.

Колесникова Е. В. “Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис” 1996 г.

Колесникова Е. В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Москва 2005 г. Творческий Центр “Сфера”.

Лысова В. Я. Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001 г.

Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград “Учитель” 2002 г.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Издательство “Просвещение” 2002 г.

З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности/.

Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО/.

Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования/.

Проанализировав изученную литературу, в течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет; посещала открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях, методических объединениях воспитателей, РМО; посещала районные семинары по преемственности детского сада и школы в соответствии ФГОС. Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

На протяжении всего срока реализации программы самообразования, я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего города, района. Используя интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих организацию предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.

В результате реализации плана работы по самообразованию в первую очередь, я получила ответы на поставленные мною вопросы:

В чём заключается преемственность детского сада и школы?

Как определить готовность ребёнка к школе по физиологическим, социально-личностным, психологическим параметрам?

Как грамотно провести исследование готовности детей к школьному обучению, выявить возможные проблемы и что делать с полученными результатами?

Каковы роли дошкольного образовательного учреждения, педагога, семьи ребёнка в подготовке его к школе?

Как в ДОУ создать оптимальные условия для подготовительной работы?

Каким должно быть содержание образовательных программ и непосредственно педагогической работы педагога подготовительной группы по ФГОС?

Организуя предшкольную подготовку в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, я ставила перед собой главную задачу - формирование у детей мотивации к обучению в школе.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

При организации предшкольной подготовки соблюдала общие принципы работы с дошкольниками :

o адекватность требований возможностям ребёнка,

o учёт индивидуальных особенностей развития,

o постепенное формирование всех направлений развития,

o создание ситуации успеха,

o эмоционально благополучное общение с ребёнком.

Своё внимание акцентировала на следующих подходах в работе с детьми:

• уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,

• обеспечение двигательной активности в различных формах,

• использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,

• взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской», по выражению А. В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т. п.).

Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является игровая деятельность. Второй по значимости – продуктивная деятельность.

Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему: «Результаты мониторинговых исследований готовности воспитанников к обучению в школе, направленные на повышение качества подготовки воспитанников 2020-2021 учебный год» с участием логопеда, психолога МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале.

Вывод:

Таким образом, тема по самообразованию, выбранная мной, я считаю актуальной на данное время, поскольку в настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО должна быть направлена на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе, а это одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе, поэтому родителям и педагогам нужно пересмотреть свои взгляды и методы на предшкольную подготовку.

Готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:

прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению;

должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;

важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;

у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.

Свою работу в этом направлении оцениваю положительно. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Дети будут увереннее и легче вступать в новую школьную жизнь.

Все дети свободно владеют карандашом и кистью при разных приемах рисования:

- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- умеют копировать фразы, простейшие рисунки;

- передают в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;

- определяют место звука в слове : в начале, в середине и в конце;

- различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;

- пользуются графическим обозначением звуков;

- пишут слова, предложения условными обозначениями;

- проводят звуковой анализ слов;

- правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- составляют предложение из двух, трёх слов, анализируют его.

По окончанию изучения темы самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО» все запланированные результаты получены. Сформировалась у детей мотивация к обучению в школе, эмоциональная готовность к нему, умение действовать самостоятельно и в коллективе, развита любознательность, восприимчивость к миру.

В результате, грамотно организованная предшкольная подготовка, соответствующая ФГОС, положительно повлияла на адаптацию первоклассников в новой системе, и помогла им легче усваивать знания.

Мною выдвинутая гипотеза: если работа будет проводиться систематически, в тандеме с учителем, логопедом, психологом, педагогами ОУ, родителями, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения, подтвердилась.

Самообразовательная работа по теме «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО» завершена.

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО»Отчет по теме самообразования «Организация мини-музеев в ДОО» Чувство Родины начинается с восхищения того, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Группы предшкольной подготовки полного дня Детство – это важнейший период в жизни каждого человека. И от того кто был рядом в первые годы его жизни, что было заложено в дошкольном.

Организация игрового пространства в группе дошкольного образованияОрганизация игрового пространства в группе дошкольного образования меня мир детства ассоциируется с игрой. Нет такого ребёнка, который даже без игрушек, не придумал себе игру. Играя дети учатся мечтать.

Отчёт о результатах воспитательного — образовательного процесса в подготовительной группе за 2014–2015 учебный год МАДОУ № 15, г. Томск. Воспитатели подготовительной группы: Бельтюкова Мария Николаевна, Иванникова Елена Владимировна, младший воспитатель.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Роль физической культуры в системе современного школьного образования В настоящее время отмечается существенное изменение российского образования, которое требует активных преобразований в сфере физического.

Вовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подходаВовлечение родителей в создание предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования с учётом гендерного подхода Сегодня в обществе продолжает идти становление новой системы дошкольного образования. В соответствии с законом Российской Федерации «Об.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчёт о результатах самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования»
Опубликовано: 19 мая 2023 в 14:17
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчёт о результатах самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Гасанова (УИ 871713) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД