Айгуль Гасанова
Отчёт о результатах самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЁТ
о результатах самообразования
по теме: «Организация предшкольной подготовки
в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»
Подготовила :
Гасанова Айгуль Давлетовна, воспитатель
Тема самообразования : «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО».
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Источники самообразования : СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная, интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, вебинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, онлайн-экскурсии.
Форма самообразования : индивидуальная.
Срок реализации самообразования : 3 года (2018-2019 / 2019-2020 / 2020-2021 уч. г.).
Представление материала : выступление из опыта работы на МО воспитателей.
Целью моей работы по самообразованию было : продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность.
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
1. Изучение проблем по организации предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
2. Изучение методической литературы.
3. Изучение многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности.
Предполагаемый результат : исходя из поставленных целей и задач, мною была
выдвинута следующая гипотеза: организация предшкольной подготовки - это процесс долгий и трудоемкий, и начинается он задолго до 1 сентября. Если работа будет проводиться систематически, в тандеме с учителем, логопедом, психологом, педагогами ОУ, родителями, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения.
Актуальность:
В связи с введением в действие нового закона "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно существенным образом меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребенка.
Дошкольное образование – это фундамент всей образовательной системы, так как именно здесь закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) акцентирует внимание на преемственности образования. В этом контексте организация предшкольной подготовки детей в системе дошкольного образования особенно актуальна. Программа обучения усложняется и требования к детям, поступающим в школы, возрастают. Поэтому ученики, прошедшие курс предшкольной подготовки ещё в детском саду или в специальных подготовительных классах, учатся успешнее, знания усваиваются ими легче и адаптационный период в школе проходит гораздо проще. Но порядок организации предшкольной подготовки должен быть грамотным, соответствующим ФГОС, и это требует соответствующей подготовки педагога.
Для обеспечения ребёнку того самого старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, необходимо определённым образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы учреждении ребёнок его не получал. Именно с этим связано введение ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.
Исходя из всего вышесказанного, организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО стала весьма актуальной в настоящее время.
Свою систему работы вела по трем направлениям:
работа с педагогами
работа с детьми
работа с родителями
1. Работа с педагогами:
консультация для воспитателей: «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»;
семинар «Преемственность детского сада и школы в соответствии ФГОС» на базе МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале (Открытый просмотр НОД) :
1) НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы «Весна идёт, весне
дорога».
2) НОД по математическому развитию для детей подготовительной группы
«Волшебная математика»;
подготовка буклетов «Готовность ребёнка к школе», «Подготовка руки к письму»;
подготовка и демонстрация дидактического материала, пособия для предшкольной подготовки детей;
выступление на МО воспитателей: «Обобщение педагогического опыта по теме самообразования : «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО»».
2. Работа с детьми:
подготовка к обучению чтению;
игры и игровые упражнения для развития фонематического слуха;
формирование элементарного математического представления;
рабочие тетради, игры и игровые упражнения при организации работы по ФЭМП;
подготовка руки к письму;
упражнения и задания для подготовки руки к письму.
3. Работа с родителями:
Чтобы работа с родителями носила разнообразный характер, использовала разные формы работы: индивидуальные беседы, консультации по определенным темам, групповые родительские собрании, семинары-практикумы по разным вопросам, круглые столы.
анкетирование «Готовность ребёнка к школе»;
папки-передвижки: «Организация домашней подготовки детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»;
индивидуальные беседы: «Физиологическая готовность ребенка к школе», «Тренировать руку дошкольника можно с помощью рисования, штриховки, завязывания шнурков, нанизывания бусинок»;
консультация «Познавательная готовность ребенка к школе», «Готовность ребёнка к школе»;
рекомендации для родителей по подготовке детей к школьному обучению с использованием наглядных и графических возможностей;
презентация для родителей дошкольников «Проблемы подготовки детей к школе»;
родительское собрание : «Почему возникают проблемы у первоклассников в школе?».
В процессе работы по самообразованию, я изучила следующую литературу:
Голубь Валентина Тимофеевна. Тренажер по обучению письму детей 6-7 лет. ФГОС.
Степанова Ольга Николаевна. Подготовка детей к школе : Год: 2008.
Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Москва, 2005 г.
Дыбина О. В. Рукотворный мир. Сценарий игр-занятий для дошкольников. Москва, Творческий Центр. “Сфера” 2001 г.
Колесникова Е. В. “Развитие математического мышления у детей 5–7 лет. (Комплекс листов для выполнения заданий.) Москва “Акалис” 1996 г.
Колесникова Е. В. Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Москва 2005 г. Творческий Центр “Сфера”.
Лысова В. Я. Спортивные праздники и развлечения. Москва “Аркти” 2001 г.
Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград “Учитель” 2002 г.
Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Издательство “Просвещение” 2002 г.
З. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /Книга содержит занимательные математические игры-головоломки, логические задачи, игры на объемное и плоскостное моделирование, задачи-шутки, загадки, которые окажут помощь в активизации мыслительных процессов детей в разных видах деятельности/.
Нищева, Ельцова, Верещагина «Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /В сборнике рассматриваются вопросы реорганизации системы дошкольного образования в соответствии с целевыми ориентирами реализации комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, приводятся рабочие программы педагога ДОО и учителя-логопеда ДОО, проблемы педагогической диагностики образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в контексте ФГОС ДО/.
Солнцева, Сомкова, Вербенец «Планирование образовательного процесса дошкольной организации. Современные подходы и технология. ФГОС». Детство-Пресс, 2015 год. /В пособии раскрыты современные подходы к планированию образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Представлены особенности образовательного процесса, сетки проектного комплексно-тематического планирования, примеры планирования проектов для детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации. Особое внимание уделено технологии реализации принципа индивидуализации образования в процессе планирования/.
Проанализировав изученную литературу, в течение года познакомилась с новыми инновационными технологиями через предметные издания и интернет; посещала открытые занятия коллег, выслушала их доклады и выступления на совещаниях, методических объединениях воспитателей, РМО; посещала районные семинары по преемственности детского сада и школы в соответствии ФГОС. Мною была изучена технология личностно – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
На протяжении всего срока реализации программы самообразования, я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, а также опытом работы педагогов нашего города, района. Используя интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны, осуществляющих организацию предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО.
В результате реализации плана работы по самообразованию в первую очередь, я получила ответы на поставленные мною вопросы:
В чём заключается преемственность детского сада и школы?
Как определить готовность ребёнка к школе по физиологическим, социально-личностным, психологическим параметрам?
Как грамотно провести исследование готовности детей к школьному обучению, выявить возможные проблемы и что делать с полученными результатами?
Каковы роли дошкольного образовательного учреждения, педагога, семьи ребёнка в подготовке его к школе?
Как в ДОУ создать оптимальные условия для подготовительной работы?
Каким должно быть содержание образовательных программ и непосредственно педагогической работы педагога подготовительной группы по ФГОС?
Организуя предшкольную подготовку в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, я ставила перед собой главную задачу - формирование у детей мотивации к обучению в школе.
Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
При организации предшкольной подготовки соблюдала общие принципы работы с дошкольниками :
o адекватность требований возможностям ребёнка,
o учёт индивидуальных особенностей развития,
o постепенное формирование всех направлений развития,
o создание ситуации успеха,
o эмоционально благополучное общение с ребёнком.
Своё внимание акцентировала на следующих подходах в работе с детьми:
• уход от жёстко регламентированного обучения школьного типа,
• обеспечение двигательной активности в различных формах,
• использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности,
• взаимодействие детей и взрослых при наличии партнёрской позиции и партнёрской формы общения (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).
Гарантом формирования полноценной психологической готовности ребенка к систематическому обучению в школе служит насыщение дошкольного образования творчески развивающими и обязательно многообразными формами «специфически детской», по выражению А. В. Запорожца, деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, коммуникативной и т. п.).
Так как одним из главных критериев выбора педагогами форм образовательной деятельности является адекватность возрасту, то в основе предшкольного обучения ведущим видом детской деятельности и основной формой работы является игровая деятельность. Второй по значимости – продуктивная деятельность.
Завершающим этапом моей работы по самообразованию было выступление на методическом объединении на тему: «Результаты мониторинговых исследований готовности воспитанников к обучению в школе, направленные на повышение качества подготовки воспитанников 2020-2021 учебный год» с участием логопеда, психолога МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале.
Вывод:
Таким образом, тема по самообразованию, выбранная мной, я считаю актуальной на данное время, поскольку в настоящее время все больше внимания уделяется подготовке детей к школе, причем осуществляется преемственность между детским садом и школой, что способствует более эффективному обучению дошкольников.
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО должна быть направлена на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению, формирование мотивов учения и положительного отношения к школе, а это одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе, поэтому родителям и педагогам нужно пересмотреть свои взгляды и методы на предшкольную подготовку.
Готовность к школьному обучению предполагает следующие компоненты:
прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии – мотивация к обучению;
должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение;
важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня;
у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом.
Свою работу в этом направлении оцениваю положительно. Работа в тесном взаимодействии с родителями дала позитивные результаты. Дети будут увереннее и легче вступать в новую школьную жизнь.
Все дети свободно владеют карандашом и кистью при разных приемах рисования:
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контур;
- ориентироваться в тетради в клетку;
- умеют копировать фразы, простейшие рисунки;
- передают в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей;
- определяют место звука в слове : в начале, в середине и в конце;
- различают гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользуются графическим обозначением звуков;
- пишут слова, предложения условными обозначениями;
- проводят звуковой анализ слов;
- правильно пользуются терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составляют предложение из двух, трёх слов, анализируют его.
По окончанию изучения темы самообразования «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО» все запланированные результаты получены. Сформировалась у детей мотивация к обучению в школе, эмоциональная готовность к нему, умение действовать самостоятельно и в коллективе, развита любознательность, восприимчивость к миру.
В результате, грамотно организованная предшкольная подготовка, соответствующая ФГОС, положительно повлияла на адаптацию первоклассников в новой системе, и помогла им легче усваивать знания.
Мною выдвинутая гипотеза: если работа будет проводиться систематически, в тандеме с учителем, логопедом, психологом, педагогами ОУ, родителями, то готовность детей к школе будет сформирована к началу школьного обучения, подтвердилась.
Самообразовательная работа по теме «Организация предшкольной подготовки в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО» завершена.