Наталья Воротникова
Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Малая Родина. У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,
если не сказать — всё.
Россия – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, башкиры и удмурты, ненцы и чуваши… Но для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина.
Публикация «Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина : большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.
Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.
Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.
Современные исследования показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой
построения работы по ознакомлению детей с родным краем является
воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к
краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно
больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких
чувств, как привязанность, любовь, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине».
Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый
день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди,
живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения
краеведческого содержания и многое другое. Экскурсии по городу, к
памятным местам и просто любование природой родного края дают
дошкольникам нравственные устойчивые стержни души на дальнейшую
долгую жизнь.
Но главнейшим средством нравственного развития дошкольников, безусловно,
является пример старших, пример воспитателей, родителей, окружающих.
Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку (городу, где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.
Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви к семье, к родному поселку, родному краю, окружающей природе.
Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами ставятся следующие задачи:
• Актуализация краеведческих знаний педагогов
• Повышение профессионального мастерства, стимулирование педагогического поиска в вопросах краеведческого образования дошкольников, обучение педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона
• Обобщение передового опыта, обмен собственным накопленным опытом по теме
• Обогащение предметно-развивающей среды по краеведению в каждой группе
Очень хочется, чтобы наши дети стали гражданами, воспитанными в духе
нравственности и безграничной преданности к своей малой Родине. И именно мы взрослые должны помочь им в этом.
Библиографический список
1. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. щербакова – М. :АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).
2. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2004 – 192с.
3. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.
4. Интернет ресурсы: https://madou40.ucoz.ru/ponjatie_i_sushhnost_dukhovnogo_razvitija_doshkoln.doc