Папки-передвижки

Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника

Наталья Воротникова
Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Малая Родина. У каждого человека она своя,

но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни определяет очень многое,

если не сказать — всё.

Россия – многонациональная страна. В ней живут русские и татары, башкиры и удмурты, ненцы и чуваши… Но для каждого человека, кроме страны, в которой он живёт, дороже всего на свете его малая родина.

Публикация «Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника» размещена в разделах

Малая родина – это то место, где человек родился, вырос, учился, где живут его родные. Это то место, любовь к которому поселяется в сердце человека навсегда. Но осознание своей Родины, чувства любви к ней возникают не сразу. И для каждого этот процесс происходит по-разному. Для ребенка в детстве важнее всего мать и отец. Но, подрастая, он начинает испытывать привязанность к друзьям, к родной улице, к реке, к лесам, полям, к своему селу или городу. И неважно, чем является твоя Родина : большим промышленным городом или маленькой деревенькой и как этот город или деревня выглядят. Главное то, что это всё родное, знакомое тебе с детства.

Родину, как и отца с матерью, не выбирают. Ты её принимаешь, любишь такую, какая она есть. И только взрослея, человек постоянно осознает свою принадлежность к матери-родине, ответственность за нее, а главное - несоизмеримую любовь к ней. Так рождается гражданин, так формируется патриот.

Во все времена поэты слагали стихи и песни о Родине. Писатели и художники посвящали родной земле свои произведения. С именем Отчизны в сердце и на устах шли её лучшие сыны и дочери в бой с врагами, совершали героические подвиги. Ведь любовь к Родине можно сравнить только с любовью к своим близким.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности.

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности.

Современные исследования показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему происходит под влиянием близкого окружения.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста основой

построения работы по ознакомлению детей с родным краем является

воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к

краеведческому материалу. Интерес побуждает детей получить как можно

больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких

чувств, как привязанность, любовь, желание узнать как можно больше нового о своей «малой Родине».

Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый

день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди,

живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения

краеведческого содержания и многое другое. Экскурсии по городу, к

памятным местам и просто любование природой родного края дают

дошкольникам нравственные устойчивые стержни души на дальнейшую

долгую жизнь.

Но главнейшим средством нравственного развития дошкольников, безусловно,

является пример старших, пример воспитателей, родителей, окружающих.

Любовь к своему дому, к своему детскому саду, к поселку (городу, где он родился, чувство восхищения родным поселком, родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви к семье, к родному поселку, родному краю, окружающей природе.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Для этого в работе с педагогами ставятся следующие задачи:

• Актуализация краеведческих знаний педагогов

• Повышение профессионального мастерства, стимулирование педагогического поиска в вопросах краеведческого образования дошкольников, обучение педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона

• Обобщение передового опыта, обмен собственным накопленным опытом по теме

• Обогащение предметно-развивающей среды по краеведению в каждой группе

Очень хочется, чтобы наши дети стали гражданами, воспитанными в духе

нравственности и безграничной преданности к своей малой Родине. И именно мы взрослые должны помочь им в этом.

Библиографический список

1. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. щербакова – М. :АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).

2. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : ТЦ Сфера, 2004 – 192с.

3. Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988.

4. Интернет ресурсы: https://madou40.ucoz.ru/ponjatie_i_sushhnost_dukhovnogo_razvitija_doshkoln.doc

Публикации по теме:

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «Моя Родина — Россия» Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «Моя Родина – Россия» Цель: Воспитание патриотических чувств и любви к своей.

Приобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписьюПриобщение детей к истокам северной культуры. Знакомство с мезенской росписью Здравствуйте, дорогие коллеги! Совсем скоро, а именно, в июне, нашему замечательному городу Архангельску исполняется 430 лет! Подготовка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника
Опубликовано: 29 марта 2014 в 21:25
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Отчий край, малая Родина в системе фокторов социально-нравственного становления личности дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Воротникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД