Анна Астанина
Развитие речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организация совместной деятельности по развитию речи дошкольников.
Подготовительная к школе группа №11.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Публикация «Развитие речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» : направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе и преследует следующие цели:
• развитие связной речи детей;
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.
Именно поэтому нами в группе организован речевой уголок, который расширил речевую среду, создал у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Развитие связной речи в группе, осуществляется через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок, а так же рассказыванию по мнемотаблице.
Зима
Зимние забавы
Виды спорта
Дикие животные
Домашние животные
Расскажите детям о хлебе
Автомобильный транспорт
Птицы
Космос
Фрукты и овощи
Наглядно – дидактическое пособие по художественному творчеству
Мебель
Грибы
Посуда
Обувь
Нами накапливается и систематизируется, разнообразный практический материал для организации речевых игр: сделали картотеку артикуляционной гимнастики: «Окошко», «Чистим зубки», «Чашечка», «Месим тесто», «Вкусное варенья», «Блинчик», «Шарик» и т. д.
Дидактические игры.
Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
В группе имеются такие игры как:
Читаем по слогам (умное домино)
Читаем по слогам (Веселые уроки)
Зайкина Азбука
Логопед и я
Профессии
Звонкий-глухой
Противоположности
Наши поступки
Скоро в школу
Говори правильно
Рассказы по рисункам
Слова наоборот
Времена года
Серия игр по художественному творчеству
Серия игр по патриотическому воспитанию
С помощью дидактических игр, обогащается словарный запас детей.
Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.
Одним из способов развитии речи детей, является сюжетно-ролевая игра, которая оказывает положительное влияние. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Развивается диалогическая речь.
В группе имеются такие сюжетно – ролевые игры как:
Семья
Школа
Магазин
Шоферы
Салон красоты
Строители
Библиотека
Театр
Медицинский центр
Служба спасения
Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом.
Сюжетно-ролевая игра способствует:
- закреплению навыков пользования инициативной речью,
- совершенствованию разговорной речи,
- обогащению словаря,
-формированию грамматического строя языка и т. д.
Театрализованная деятельность делает жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества, знакомит детей с окружающим миром. Речь детей становится образной, выразительной. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Мимика и жесты становятся артистичными, у детей появляется уверенность в себе, способность удерживать внимание
В группе имеются такие виды театра как:
Куклы би-ба-бо
Пальчиковый театр
Куклы – рукавички
Настольный театр
Бумажный театр
Маски
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Для этого в нашей группе собрана картотека пальчиковой гимнастики: которая способствует овладению навыками мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика:
-Способствует овладению навыками мелкой моторики;
-Помогает развивать речь ребенка;
-Повышает работоспособность коры головного мозга;
-Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение;
-Снимает тревожность.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• различная мелкая мозаика;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• матрешки;
• камни «Марблс»
• массажный шипастый мячик.
Дыхательная гимнастика: «Гуси летят», «Ушки», «Часики», «Поворот», «Регулировщик», «Ветер», «Семафор», «Удивимся», «Маятник», «Дыхание», «Задувание свечи», «Вырасти большой», «Насос» и т. д.
Особое место в уголке занимает методическая литература:
Т. А. Куликовская «Чистоговорки и скороговорки»
Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста
Азбука от А до Я
Г. А. Тумакова «Учите, играя»
В. В. Гербова Занятия по развитию речи
Н. С. Варенцова Обучение дошкольников грамоте
Художественное творчество является уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. (лепка, аппликация, конструирование, рисование).
Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка — это наблюдение, художественное слово и подвижные игры со словами. картотека прогулок; физкультминуток, подвижные игры.
Подвижные игры:
С бегом: «Быстро возьми, быстро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее собирается», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка»,
С прыжками: «Лягушка и цапля», «Не попадись», «Волк во рву»,
С метанием и ловлей: «Кого назвали тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом».
С ползанием и лазаньем: «Перелет птиц», «Ловля обезьян»
Эстафеты: «Веселые соревнования», «Дорожка препятствий»
С элементами соревнования: «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?» «Чья команда забросит в корзину больше мячей»,
Народные игры: «Гори, гори ясно!», «Лапта»
Результатами работы с детьми по темам недели лэпбуки
«Осень»
«Космос»
«Я-человек»
«Профессии»
«Дикие животные в зимнем лесу»
«Челябинск»
«Азбука».
Работа с родителями
Проводятся беседы, даются рекомендации для заучивания с детьми дома стихов, загадок, пословиц, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок ; консультации и советы какие книги следует читать детям разного дошкольного возраста; организовываются тематические родительские собрания.