Ольга Кириленко
Отчет преподавателя изодеятельносги за 2014–2015 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из актуальных направлений модернизации системы образования в принятых в 2013г. ФГОС ДО, считается художественно-эстетическое развитие и воспитание детей, как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности.
Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности - рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность.
Цели художественно-эстетического развития:
Публикация «Отчет преподавателя изодеятельносги за 2014–2015 учебный год» размещена в разделах
развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства – художественной литературы и фольклора, музыки, живописи;
формирование элементарных представлений и знаний о видах искусства;
воспитания умения сопереживания героям художественных и музыкальных произведений
умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности
воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется в НОД, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, по Основной образовательной программе ДОУ, составленной на основе Программы «От рождения до школы» под редакцией М. А Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, с сеткой занятий, утвержденной на педагогическом совете ДОУ, а также планами воспитателей (по традиционной методике и с использованием элементов нетрадиционных техник рисования).
С соблюдением принципа комплексно-тематического планирования, в течение 2014—2015 учебного года для успешной реализации данных задач проводилась систематическая работа с детьми на занятиях, в изостудии и в повседневной жизни (индивидуальная работа). Занятия и индивидуальная работа по изодеятельности проводились в средних группах № 5 и 7, старших № 3, 6 и 8, в подготовительных к школе группах № 4 и 9. С детьми старшего дошкольного возраста велась работа по развитию творчества и изобразительных навыков в изостудии «Радуга», с использованием оригинальных методик И. А. Лыковой. Вся работа с детьми была направлена на развитие природных задатков, на раскрытие творческого потенциала ребенка, позволяющих ему самореализоваться в разнообразных видах творческой деятельности. Во всех возрастных группах, в соответствии с возрастом и с учетом индивидуальных особенностей детей, большое внимание уделялось ознакомлению воспитанников с произведениями художников, работающих в разных жанрах: графиков, скульпторов, архитекторов, работами мастеров ДПИ; предоставлялась возможность освоить разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки; бумагу разных форматов и фактуры. При знакомстве детей с разными видами искусства всегда стараюсь обратить внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму, колорит, композицию.
Для вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества использую разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические игры, игровые ситуации, игры - импровизации, вечера развлечений, просмотры слайдов, презентаций, а также авторских видеоклипов /ознакомление с произведениями искусства/. При организации художественной деятельности детей сочетаю индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников. В своей педагогической деятельности я использую следующие образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии (учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, здоровьесберегающие технологии (арттерапия, сказкотерапия, арт-этюды, «живые картины» и др, технологию проектной деятельности, игровую технологию, а также ЦОР.
В индивидуальной работе с детьми по обучению рисованию и развитию творческих способностей и для выявления художественно одаренных детей использовались дидактические игры, занятия в изостудии. Изостудию посещали воспитанники подготовительных групп № 4 и 9.
Дети нашего ДОУ принимали участие в общероссийских конкурсах на Международном образовательном портале МААМ. ru «Осенние фантазии» (Рубан Софья, Сказко Вика, «Конкурс поделок из природного материала» (Иваненко Милана, Куимова Маша, Вершинина Варя, «Русская народная сказка» (Третьяков Егор, «Космические путешествия» (Новицкий Саша, Шаповалов Влад, «Светлая Пасха» (Шмаков Гриша, «Мы за мир!» (Васичкина Софья, Балабердина Аня, в общероссийской патриотической акции «Дети России – за мир!» (Линник Вероника, Попова Лиза, Рубан Софья, Моисеенкова Милена, Бойко Таня, Волвенкина София, Кузнецова Алина, краевой благотворительной акции «Ремесло Богородицы», районных и городских конкурсах «Маленькой елочке» и др. тематических конкурсах детского рисунка. Для повышения собственного педагогического мастерства участвую в профессиональных конкурсах на Международном образовательном портале МААМ. ru., Всероссийском СМИ «Талантоха» rassudariki.ru, интернет-портале Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Конкурсы Детям» - награждена Дипломами лауреата и победителя конкурсов. Участвую в работе РМО воспитателей Туапсинской зоны.
Повышение качества эстетического воспитания и развития детей невозможно без тесного, слаженного взаимодействия специалистов ДОУ, без систематической совместной работы с музыкальными руководителями, психологом ДОУ. Нами были разработаны планы, конспекты вечеров развлечений, праздников, утренников, конкурсов, изготовлены костюмы, декорации для участия в городских мероприятиях. В течение учебного года реализовывались авторские педагогические проекты «Обойди хоть целый свет…», «Моя мама лучшая на свете» (проведение занятий по изо, организация выставок детских работ, совместного творчества, изготовление подарков родителям).
Большое внимание уделяю оформлению, эстетичности и разнообразию материалов, демонстрируемых детям; планированию, подготовке необходимого материала для оформления и проведения праздников; оформлению групп, залов к проведению детских праздников, утренников. Всегда стараюсь оказать помощь воспитателям в оформлении родительских уголков, фотовыставок по группам.
Проводились консультации с воспитателями об использовании ИЗО на интегрированных занятиях, тематические консультации по запросу педагогов ДОУ, а также консультации для родителей по тематическим запросам.
Особые положительные отзывы о работе с детьми мы получили от родителей наших воспитанников. Презентации, демонстрируемые на родительских собраниях, а также консультации для родителей по изо вызывают живой интерес и большую заинтересованность, способствуют более тесному взаимодействию между педагогами ДОУ и родителями в деле обучения, воспитания и развития каждого ребенка.
В течение всего учебного года проводились тематические выставки детских рисунков, поделок из природного материала, выполненных совместно с родителями. Были подготовлены видеоклипы, презентации детских работ в подготовительных группах №9 и №4, старших №8 и №3 по темам «Моя мамочка», «Золотая осень», «Природа родного края». Благодаря тесной, слаженной работе с воспитателями, родителями, психологом, муз. руководителями, дети воспринимают мир искусства и вовлекаются в процесс продуктивного творчества.
Большое место в работе по изодеятельности уделялось плановому, систематическому анализу работ детей для повышения качества обучения рисованию в детском саду, выявлению умений и навыков в рисовании как отдельных предметов, так и несложных сюжетных композиций, уровня техники изображений, развития цветового восприятия, диагностике детей старшего дошкольного возраста; динамичному наблюдению за результатами художественной деятельности детей. В зависимости от результатов анализа корректировалась индивидуальная работа с детьми.
Цели и задачи по художественно-эстетическому воспитанию и развитию детей, определенные в плане работы на этот учебный год, реализованы.
Работу по изодеятельности за 2014-2015 учебный год считаю удовлетворительной.