Надежда Гавриш
Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность в ДОУ как средство формирования связной речи младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по теме самообразования «Театральная деятельность в ДОУ как средство формирования связной речи младших дошкольников»
Подготовила: воспитатель 1 младшей группы Гавриш Н. М.
Театрализованная деятельность-это…
… не просто игра.
Это прекрасное средство для интенсивного
развития речи детей, обогащения словаря,
развития мышления, воображения, творческих
способностей.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Театральная деятельность в ДОУ как средство формирования связной речи младших дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность выбранной темы по самообразованию : «Театральная деятельность в ДОУ, как средство формирования связной речи детей» обусловлена тем, что в моей группе многие дети с нарушением речи, театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно-воспитательные задачи. Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. В нашем дошкольном учреждении речевое развитие детей является приоритетным. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества.
Начиная работу, я поставила следующую цель: формировать и совершенствовать речевые умения и навыки детей через вовлечение их в театральную деятельность.
И следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- воспитывать правильное звукопроизношение;
- учить детей диалогу;
- стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
В своей работе я использую следующие виды театра :
Настольный;
Пальчиковый;
Сюжетно-ролевый (с применением шапочек, масок)
Кукольный.
БИ-БА-БО
В первой младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребенка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Веселый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Сказки приходили к детям с театром Петрушки, куклами бибабо, настольным театром, в которых роль сказочного персонажа исполняла я сама. У малышей появлялось желание подпевать, повторять, изображать какие-то движения в такт музыки.
Сначала исполнителем всех ролей была я сама. Мой голос, спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводил детей в сказку. Характер персонажей выражала голосом, походкой. Важным условием успешного применения театрализованных игр на речевых занятиях являлась также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражалась в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
Использую следующие игровые приемы:
- использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались. и услышали.»);
- имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колеса, лягушку-маму и лягушку-ребенка и др.);
-чтение художественных произведений со звукоподражаниями (веселые песенки, потеши, загадки);
- использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.
Так, например, инсценируя песенку «Самолет», дети имитировали полет самолета. Раздвинув руки в стороны и, покачивая ими, как крыльями самолет, они подпевали со мной: «У - у-у-у — я лечу в Москву». Или, играя в игру «Вышли зайки на лужок», дети имитировали движения зайчиков: зайки прыгают, зайки роют лапкой корешок. Если на первых занятиях дети только слушали и выполняли действия, задания, то на четвертом занятии дети превращались из пассивных слушателей в активных участников беседы. Их речь заметно активизировалась, дети стали вступать активно в речевое взаимодействие не только со мной, но и со сверстниками.
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети принимают занятия с удовольствием, активно участвуют в них. Одним из эффективных методических приемов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи - ищем мед!» или «Мы - хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки. Пассивных не было - все дети изображали злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Я сопереживала вместе с детьми, повторяла движения и голоса героев сказки, а дети, в свою очередь, подражая мне, закрепляли звуки, запоминали определенные слова, учились отвечать на вопросы. А принесенные в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делали игру эмоциональней и искренней. Использование на занятиях театрализованных игр как основной формы развития речевых умений у детей младшего дошкольного возраста доказало эффективность использованных методических приемов.
Для успешного решения этих задач я создала в группе театральную зону, куда входят разные виды театра. Они дают ребенку свободу выбора на любимое занятие.
Использовать театрализованную деятельность можно не только в ОД, но и в режимных моментах.
Проводится работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам, а так же по составлению связного рассказа по картинкам с опорой на образец воспитателя.
За этот год работы по этой теме я увидела результаты: происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, дети быстрее запоминают сказку, выражают эмоции, такие как сочувствие, радость за сказочного героя.
Творческое сотрудничество по теме самообразования :
С родителями: Папка-передвижка «Правила поведения в театре», «Что такое театр»; Консультации «Театрализованная деятельность в ДОУ», «Построение среды для театрализованной деятельности», «Театрализованная деятельность дошкольников», «Развитие детей в театрализованной деятельности»;
Практический выход:
Формы подведения итогов реализации работы по самообразованию :
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами
театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. В дальнейшем планирую работать над этой темой, т. к. считаю ее актуальной. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества.
Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию.
Я планирую научить детей моделированию сказок и загадок с использованием мнемотаблиц.
Изготовить игры-лабиринты по сказкам. Провести индивидуальные беседы с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.
Итак, специально организованные театрализованные игры позволяют развить речь детей дошкольного возраста, что является одной из основных проблем воспитания детей дошкольного возраста.