Татьяна Бокунова
Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живет, учится взаимодействию, умению строить отношения вначале в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах.
Публикация «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Активная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Наиболее эффективной формой социализации ребенка является игра т. к это ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, в игре закладываются основы будущей личности. Играя вместе, дети начинают строить взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко, но это путь обучения, иного нет.
При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недовольство или одобрение, дети поддерживают друг друга - то есть выстраивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся взаимодействовать.
Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность работать в команде. Находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворенность ребенка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя будет ощущать, и наша задача - правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.
Моя работа по данной теме началась с постановки цели и задач
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Освоение современных технологий и методов организации сюжетно-ролевой игры с детьми.
Задачи:
1. Развитие игровой деятельности детей;
2. Формирование основ «игровой культуры», развитие коммуникативных способностей детей.
3. Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.
4. Создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми.
5. Расширение кругозора ребенка посредством игры.
6. Развитие речевой активность у детей.
7. Формирование художественно – эстетического вкуса детей дошкольного возраста.
Предполагаемый результат:
• Создание развивающей предметно – пространственной среды для социального- коммуникативного развития.
• Поиск и отбор эффективных методов и приемов,применения их на практике с детьми;
• Планирование игровой деятельности.
Исходя из поставленной цели и задач, мною была составлен перспективный план работы на учебный год, где первым необходимым пунктом было изучение методической литературы по данной теме.
1. «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром». Дыбина О. В. ,2008г
2. «Творческие ролевые игры в детском саду».
3. «Что нужно знать воспитателю о том, как мальчики и девочки учатся быть мужчинами и женщинами».
4. Бойченко H. A. и др. «Сюжетно – ролевые игры дошкольников».
5. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста»
6. «Игровая деятельность в детском саду. От рождения до школы». «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / под ред., , .- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.
7. Образовательные порталы:
социальная сеть работников образования, сайты - мааам, дошкольник, фестиваль педагогических идей. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей. detskiysad. ru›igra/suzhet02.html https://glebland. narod. ru/SRI. htm
Была разработана картотека сюжетно - ролевых игр. При её составлении очень полезным оказался материал Губановой Натальи Фёдоровны «Игровая деятельность в детском саду», где представлены некоторые сценарии сюжетно-ролевых игр-ситуаций.
Свою практическую деятельность я начала с создания в группе специально организованной предметно-развивающей среды.
Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором ребенок бы мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками, близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность.
Для этого в игровой комнате были оформлены игровые зоны, создана предметно-развивающая среда, которая наполнена всеми необходимыми игрушками и атрибутами (микроволновая печь, электрический чайник, пылесос, швейная машинка, стиральная машинка, весы, наборы столовой посуды, набор «Доктор», «Парикмахерская», «Дорожное движение» и др.) театрализованными, настольными, дидактическими играми. Оборудованы различные зоны для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Это моторно-двигательная, строительная, для девочек - зона игры с куклами,
зона игры с машинами для мальчиков.
Однако для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Для обогащению игровых сюжетов были проведены тематические беседы, рассказы о профессиях, показ иллюстраций, презентаций, дидактические и театрализованные игры. Все эти формы взаимодействия воспитателя с ребенком становятся содержанием предварительной работы, которая готовит ребенка к игре. Задача воспитателя - направить детей на обогащение игровых действий, на развитие игрового сюжета. С этой целью проводились наблюдения с детьми за работой медсестры, повара, организовались целевые прогулки, на которых обращалось внимание на трудовые действия шофёра, дворника. Во время наблюдения обращала внимание малышей на то, что повар приготовил вкусный завтрак, обед, ужин. Знакомила детей с названиями блюд.
Принято считать, что ролевые игры различаются, прежде всего, по гендерному признаку: девочки охотнее будут играть в «дочки-матери», в то время как мальчики, по мнению окружающих, предпочтут «машинки». Однако, это не совсем верно: и те, и другие иногда предпочитают «сменить амплуа» и с удовольствием играют как в «свои» игры, так и в игры противоположного пола. Стоит заметить, что дети никогда не захотят играть «самих себя» - в этом заключается особенность ролевой игры, требующей обязательного перевоплощения.
В ролевой игре всегда присутствуют парные или дополнительные роли (врача, продавца), поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает наличие других участников и прежде всего сверстников.
Исходя из этого умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития ребенка. Детям, плохо владеющим речью, тяжело дается общение в игре: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.
В процессе сюжетно – ролевой игры детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.
В течение года были запланированы и проведены следующие формы раброты:
• Беседы с детьми о профессиях.
• Настольно-печатные игры («Что из чего сделано?», «Мамины помошники», «Профессии», «Чего не хватает» итд)
• Игры и упражнения на развитие речи
• Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр («Кондитерская», «Семья», Театр – «Колобок», «Магазин»,«Салон красоты», «Детский сад», «Автомастерская» и мн. др.).
• Составлены творческие рассказы, рассказы из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – шофер», «Парикмахер», «Моя мама медицинская сестра», «Ветеренарный врач») и т. п.
• Просмотрены видеофильмы по теме «Профессии взрослых людей».
• Было организовано чтение художественной литературы по теме «Профессии».
Несомненно,положительных результатов в работе можно добиться, только действуя в тесном контакте с родителями, обогащение их знаниями об особенностях игровой деятельности малыша. Для этого был проведен ряд консультаций: «Роль игры в детстве», «Ребенок и его игрушки», «Взрослые, дети, игра», «Играйте вместе с детьми». Родители оказали помощь в создании развивающей среды, в приобретении и изготовлении игр и игрушек, для сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская», «Морское путешествие»,«Больница», «Дорожное движение», «Магазин продуктов», приняли участие в групповой акции «Игры своими руками», где некоторые родители изготовили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Таким образом, работа по самообразованию «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру»,
позволила усовершенствовать мои методы работы в организации сюжетно-ролевой игры с детьми.
Для себя же я установила следующие правила :
1. Необходимо стараться не занимать время отведенное для игры другими видами деятельности.
2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко доступном для детей месте.
3. Эффективный прием руководства играми детей младшего дошкольного возраста - прямое участие воспитателя в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.
4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руководства, чтобы не мешать ребенку, самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка.
5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.
6. Воспитатель должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.
Таким образом к концу года,наблюдая за играми детей я отметила, что они стали активно взаимодействовать друг с другом, объединяться в группы. Дети стали играть более уверенно, самостоятельно. Если в младшей группе они с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они стали принимать на себя. Моя роль заключалась в скрытом руководстве, что позволило детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигали» сюжет. Разногласия случались, но они научились улаживать их самостоятельно.
Таким образом регулярное проведение совместных игр, несомненно обогатит детей новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития личности.