Раджабова Муаззам
Отчет по самообразованию «Сенсорика»
▼ Скачать + Заказать документы
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раджабовой Муаззам Акрамовны
за 2017-2018 учебный год
В 2017-2018 учебном году мною была взята тема по самообразованию : «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры» Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Отчет по самообразованию „Сенсорика“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Целью самообразования являлось повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах обучения детей раннего возраста.
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить учебную и методическую литературу по теме: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»
2. Подготовить материал для проведения игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.
3. Подготовить и провести работу с родителями по теме: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста».
4. В процессе проведении занятий детьми :
- научить детей различать основные цвета;
- познакомить детей с величиной и формой предметов;
- сформировать навыки самостоятельной деятельности;
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотить детский коллектив.
- развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
- совершенствовать движения рук, развивая психические процессы
На протяжении всего учебного года я изучала тему по следующим разделам плана:
1) Условия формирования эталонов цвета у детей раннего возраста.
2) Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.
3) Дидактические игры и упражнения по сенсорному развитию детей раннего возраста.
4) Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка 2-3 лет.
5) Дидактическая игра по сенсорике для детей первой младшей группы.
6) Организация предметно-пространственной среды в группах раннего возраста для сенсорного развития.
7) Привлечение родителей к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой.
На теоретическом этапе я изучила методическую литературу, использовала интернет-ресурсы:
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников : кн. для воспитателей детского сада / Л. А. Венгер. - М. ,2004.
Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» - М. «Мозаика-Синтез», 2003;
Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. М; Мозаика – синтез, 2009
Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. М. : Издательский дом «Карапуз», 2010
Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007.
На практическом этапе
1. подготовила материал и пополнила картотеку дидактических игр по сенсорному развитию;
2. провела работу с родителями:
• привлечение к изготовлению поделок для работы с мелкой сенсорикой
• рекомендации родителям по проведению игр в домашних условиях
• папка-передвижка «Использование сенсорных игр в развитии речи ребёнка»
3. Проведение игр:
Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:
"Чудесный мешочек,"
"Определи на ощупь," (найти предметы различающиеся по одному признаку)
"Платочек для куклы" (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани)
"Узнай фигуру" (предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру)
"Найди пару" (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов)
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.
"Найди предмет указанной формы" (ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму)
"Из каких фигур состоит?" (нужно по рисунку определить, из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их)
"Найди предмет такой же формы" (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки)
"Какая фигура лишняя?" (определение лишней фигуры в ряду из четырех геометрических фигур, предложить объяснить принцип исключения)
Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.
"Собираем пирамидку" учить собирать пирамидку из 3-4 (5) колец одного цвета, последовательно уменьшающихся в размерах, развивать более тонкую дифференциацию при подборе предметов в порядке их уменьшения,
"Сравни предметы по высоте" Самая длинная, самая короткая" (предложить разложить разноцветные ленты по длине, от самой короткой до самой длинной, как вариант можно предложить сравнить ленты по нескольким признакам)
"Разноцветные кружки," (предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка)
"Дальше - ближе" ( предложить по рисунку определить положение игры и предметов: какие нарисованы ближе, а какие – дальше)
Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета.
"Какого цвета не стало?"
"Какого цвета предмет?" (предложить подобрать необходимый цвет для предмета)
"Ёжики с прищепками. " (учить различать три цвета (красный, желтый, зеленый); выбирать «прищепку – колючку» в соответствии с цветом ежика)
"Какие цвета использованы?" (показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки)
"Уточним цвет" (учить различать и называть близкие цвета)
Анализируя свою работу по самообразованию, можно сказать следующее: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, накопления представлений об окружающем мире.
Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.
Сказать о том, что необходимо создавать условия для упражнения сенсорных функций, с тем, чтобы дети могли систематически тренироваться в различении, классификации признаков окружающей действительности для наиболее точного и адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Основными методами сенсорного развития детей раннего возраста являются обследование предмета, в качестве основных форм выступают: дидактические игры, НОД.
Для того чтобы дидактические игры, НОД дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.
• принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;
• принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.
• принцип прочности, в котором закреплены эмпирические и теоретические закономерности: усвоение содержания образования и развитие познавательных сил – две взаимосвязанные стороны процесса обучения;
Также необходимо учитывать влияние предметно-окружающей среды, как одно из условий успешного формирования представлений о сенсорных эталонах.
Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.
Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т. п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т. д. ; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т. д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.
Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.
В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Работа должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей: режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Достигнутые ожидаемые результаты
- закрепление знаний у детей порядкового счета, названия геометрических фигур, временных представлений;
- положительная динамика в математическом развитии детей;
- сформировались навыки самостоятельной деятельности;
- повысилась самооценка детей, их уверенность в себе;
- развились творческие способности, любознательность, наблюдательность;
- сплотился детский коллектив.
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по повышению своего образовательного уровня
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.