Любовь Маколкина
Отчет по самообразованию «Роль моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ
Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.
Публикация «Отчет по самообразованию „Роль моделирования в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: подбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; · бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д · недостаточный словарный запас; плохая дикция.
Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.
Цели профессионального развития
Цель 1.
Выявить эффективность использования приёмов мнемотехники. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Цель 2. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей. : - расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении; обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям
Цель 3. Внедрение в образовательный процесс современных технологий, направленных на развитие связной речи дошкольников
Для того, чтобы успешно повысить компетентность в по этой теме Любовь Николаевна наметила этапы реализации по самообразованию, это:
2017-2018 Изучение методической литературы по моделированию
2018-2019 Создание условий для речевой предметно - развивающей среды.
2019-2020 Практическое применение методов и технологий для детей дошкольного возраста по развитию речи по моделям
2020-2021 Обобщение опыта работы
Изучение методической литературы по моделированию
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
Изучение методической литературы по данной теме:
За год работы по теме самообразования педагогом была изучена следующая литература:
1. Ткаченко Т. А. «Использование схем в составлении описательных рассказов»
2. Куцакова И. Н. «Трудности, ошибки, пути преодоление»
3. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию рассказыванию детей дошкольного возраста»
4. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
5. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет – ресурсы.
В результате изучения литературы были сделаны следующие выводы:
Развивая речь ребёнка, мы развиваем его интеллект. Только через развитие речи возможно становление и совершенствование мышления, воображения, представления, высших эмоций.
В современном обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей. Предъявляются новые, повышенные требования к дошкольному образованию, личностным качествам со стороны школы, родителей, общества.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полном формировании у них речи. Так как именно речь является одним из важнейших факторов развития полноценной личности.
На современном этапе поиск новых форм и методов формирования самостоятельной связной речи детей старшего дошкольного возраста один из актуальных вопросов.
Используя игровые, нетрадиционные формы можно помочь детям в овладении связной речью и готовности их к обучению в школе.
Проведены индивидуальные и групповые собрания такие как «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам речевого развития детей», «Использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов, загадывании и отгадывании загадок, разучивания стихотворений».
Проект: «Роль моделирования вы развитии речи детей дошкольного возраста» была представлена на педагогическом совете.
Консультации для родителей на темы: «Мнемотехника в разучивании стихов».
Внедрение в образовательный процесс использование мнемотехники на занятиях по развитию речи. А так же рекомендации в родительском уголке «Домашняя игротека»
Для того чтобы работа прошла успешно подобрала методы и технолог для детей дошкольного возраста по развитию речи по моделям
Использовала различные формы представления результатов работы, такие как:
1 Презентации
2. Рекомендации для родителей
3. Выставка дидактического материала
4. Консультация для педагогов ДОУ
5. Сообщения
6. Консультации для родителей
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Чтобы развивать умственную активность, сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Мнемотехника многофункциональна. На ее основе можно создать разнообразные дидактические игры.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем - моделей удаё тся достичь следующих результатов:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.