Оксана Калинаускене
Отчет по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». В. А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию»
В. М. Бехтерев
Тема моей работы по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Публикация «Отчет по самообразованию „Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.
Учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированных тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось.
Общение с родителями группы показало, что немногие из них уделяют внимание развитию речи своих детей. Кроме того, малое число родителей имеет представление о пальчиковых играх и упражнениях и их роли в развитии детской речи.
Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание на чтение и счёт, забывая о развитии мелкой моторики. В результате, при поступлении ребёнка в школу, начинаются трудности в овладении письмом и проблемы со связной речью, что может привести к возникновению негативного отношения к школе, снижению учебной мотивации у детей.
Актуальность :
Вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста особенно актуален в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.
Одной из социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования, представленных в целевых ориентирах ФГОС ДО, является следующая: «У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». То есть, одним из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению является уровень развития у него мелкой моторики, от которой напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Анализ внешней и внутренней среды в группе приводит к следующему выводу:
развитие речи дошкольников необходимо осуществлять, проводя системную работу в этом направлении. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то, следовательно, воспитателю необходимо знать и применять на практике систему игр и упражнений, развивающих речь детей. Я остановила свой выбор на пальчиковых играх и упражнениях.
Их использование в различных видах деятельности способствует развитию ребенка, открывает возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей, а главное для развития речи.
Для успешного решения существующей проблемы, я разработала цель, задачи, этапы работы, наметила предполагаемый результат.
Цель:
Для педагога:
Повысить уровень знаний по вопросу развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений.
Для детей :
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста через пальчиковые игры и упражнения.
Задачи:
Для педагога:
• изучить научную и учебно-методическую литературу по данной теме;
• пополнить предметно-пространственную развивающую среду группы;
• повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей дошкольного возраста.
Для детей :
• продолжать познакомить детей с пальчиковыми играми и упражнениями;
• сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
• развивать речь детей, совершенствуя мелкую моторику через пальчиковые игры и упражнения;
• развивать внимание, память, творческие способности детей.
Свою работу по данной теме я начала с определения этапов.
Этапы работы:
1. Информационно-аналитический.
Подбор и изучение литературы по теме.
2. Практический.
Использование различных форм работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приё мы работы:
- создание картотеки пальчиковых игр;
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление и использование дидактических игр;
- использование нетрадиционных материалов для пальчиковых игр и упражнений;
- лепка, рисование, аппликация;
- игры с мозаикой, конструкторами, пазлами;
Взаимодействие с родителями:
- индивидуальные беседы и задания;
- информация в родительский уголок;
- родительское собрание.
3. Предоставление отчета на педсовете.
Предполагаемые результаты:
ДЕТИ: - развитие моторики рук;
- повышение уровня развития речи;
- дети самостоятельно будут использовать пальчиковые игры и упражнения в свободной деятельности.
РОДИТЕЛИ:
-повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
-возникновение желания продолжать дома работу по развитию речи детей через пальчиковые игры и упражнения;
ПЕДАГОГ:
- повышение профессиональной компетенции по данной теме;
- обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
- разработка информационного материала для родителей;
- планирование дальнейшей работы по развитию у детей речи детей.
Так что же такое пальчиковые игры?
Пальчиковые игры - это веселые упражнения для пальчиков и рук, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок. В раннем возрасте – это, как правило потешки, прибаутки, простые четверостишья. В процессе их проговаривания включается работа рук, касание частей тела, поглаживание, постукивание, соединение пальцев. Тексты и задания усложняются в соответствии с возрастом детей.
Разучивание текстов с использованием пальчиков стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Дети лучше запоминают стихотворные тексты; их речь становится более выразительной.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:
Универсальность - можно играть в любом месте в любое время;
Кратковременность – обычно длятся не более 2-5 минут;
Наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
В своей работе я стараюсь применять пальчиковые игры во всех видах деятельности:
- в совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации;
- в музыкально-ритмической деятельности;
- в двигательной деятельности;
- в играх на развитие сенсорных умений;
-применяю их в режимных моментах;
- в развитии речи;
- в дидактических играх;
Во взаимодействии с детьми я стараюсь применять как традиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук;
1. Самомассаж кистей и пальцев рук (растирания – движение должно быть, как при намыливании и мытье рук; разминание суставов- резко сжать пальцы в кулак и медленно разжать и т. д.)
2. Графические упражнения (штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда)
3. Игры с пальчиками с речевым сопровождением («Мы делили апельсин», «Домик для зайчат», «Я гуляю во дворе» и т. д.)
4. Предметная деятельность (игры с бумагой, пластилином, песком, рисование мелками, углём)
5. Игры (мозаика, конструкторы, шнуровка, пазлы, игры с вкладышами, складывание матрёшек).
6. Кукольные театры (пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней)
так и нетрадиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук :
Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками, воздушные шарики, наполненные солью, крупой, мелкими камушками и т. д. ;
Нетрадиционные формы пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики рук :
2. Пальчиковые игры и упражнения с использованием разнообразного материала (прищепки, крупы, макароны, камешки, орехи, ткань, пуговицы, шнурки, ленты, резинки, трубочки, песок и т. п.)
Преимущества нетрадиционных материалов:
• Всегда доступны
• Не требуют больших финансовых затрат
• Если вдруг что – то сломается, потеряется, материал легко заменяется новым
• Новизна впечатлений и необычность привлекает детей и служит прекрасным средством развития;
• Способствуют формированию познавательной активности, творческого воображения, способствуют развитию речи детей
Многофункциональные планшеты -тренажеры.
Для тренировки пальчиков я применяю развивающее дидактические пособия –планшеты.
Например, многофункциональное пособие «Ловкие пальчики» представляет собой деревянный планшет с вкрученными кольцо-шурупами, с набором разноцветных резиночек, шнурков, лент. Игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животных); создавать различные узоры, продевая шнурки (ленты) в кольца в определенной последовательности; можно использовать пособие и в качестве массажера.
Дети с удовольствием играют в занимательные игры и упражнения на этом тренажере; учатся ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, так же дети упражняются в завязывании узелков, бантиков, в плетении - все это развивает моторику рук, логику, воображение, усидчивость, внимание, речь.
С данным игровым пособием я приняла участие в районном конкурсе на лучшее игровое дидактическое пособие «Калейдоскоп педагогических идей» в январе 2022г., где заняла 3 место.
Достичь хороших результатов мне позволило взаимодействие с родителями. Я проводила:
- индивидуальные беседы, в которых в которых обращала внимание на формирование самостоятельности у детей при одевании : следует терпеливо обучать их застёгиванию и расстегиванию пуговиц, кнопок, молний, так как эти действия являются базовыми, которые формируют ручную умелость; на то, что развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту, где для детей родители смогут подобрать занятия по интересам, например, для мальчиков это закручивать гайки, работать отверткой, сортировать гвоздики, шурупы, для девочек – помочь бабушке смотать клубок ниток, сделать маме бусы, помочь перебирать крупу для каши и т. п.,
Подготовила - консультации для родителей: «Пальчиковые игры и упражнения – средство развития речи ребенка»; «Пальчики рассказывают сказку»;
- папки-передвижки «Что такое графический диктант»;
- памятки для родителей: «Пальчиковая гимнастика для детей»,
«Игры и упражнения для развития сложно координируемых движений рук»;
Провела родительское собрание «Пальчиковые игры и их влияние на развитие речи детей»
Результативность работы:
Систематическая работа по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр и упражнений дала свои результаты:
1. Наблюдается положительная динамика развития речи воспитанников :
- дети стали более активными в общении;
- ясно и последовательно выражают свои мысли;
- умеют выражать свое отношение к окружающему;
2. Регулярное использование пальчиковых игр и упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствовало обогащению словарного запаса, развитию памяти и внимания воспитанников.
Для занятий пальчиковыми играми и упражнениями нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких –либо дорогостоящих затрат.