Лучший педагог года

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

оксана майгатова
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

В последнее годы всё более актуальным встаёт вопрос более раннего ознакомления детей с художественной литературой и привитие им любви к чтению, с целью овладения родной речью.

Перед нашим обществом стоит одна из важнейших задач – возрождение народной культуры, так как в наше время со страшной разрушительной силой утрачивается духовность и нравственность в обществе. На эту проблему недавно обратил внимание и президент В. В. Путин, поставив вопрос о возвращении сочинения в экзамены, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы. Пресса, телевидение несут в себе достаточно большой заряд агрессии и жестокости. Стало модно грамотную литературную речь заменять бытовыми штампами. Всё это обрушивается на незащищённое поле ребёнка. Любовь к художественной литературе, книге, умение использовать полученные из произведений знания не приходят сами по себе. Здесь необходима помощь взрослого. Поэтому тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» считаю очень важной и актуальной.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, я определила основные направления деятельности: создание предметно - развивающей среды;• работа с детьми;• работа с родителями. • Изучив научную и методическую литературу по данному вопросу, я 10 составила перспективный план НОД для детей от 2 до 4 лет;• разработала конспекты ОД по развитию речи и ознакомлению с

• художественной литературой; подобрала и систематизировала дидактические игры, сделала копилку

• выразительных средств языка "Волшебный сундучок" (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки); приобрела наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам",

• подобрала сюжетные, предметные картинки; с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой находятся разнообразные по жанру книги: сказки, рассказы, загадки, стихи и т. п., иллюстрации из литературных произведений, соответствующие возрасту детей.

Для успешного осуществления опытной работы и решения проблемы речевого развития через художественную литературу в группе создана предметно – развивающая среда. Для привлечения внимания и интереса детей к книге, мною продумано оформление и содержание книжного уголка. Я поместила в книжный уголок разнообразную художественную литературу: от больших ярких книг, книг игрушек, до книг малюток; сюжетные картинки к рассказам и стихам, иллюстрации к разным сказкам и потешкам. В динамические полки поместила персонажей русских народных сказок и декорации к ним. Этот театр игрушек постоянно обновляется, после прочтения очередной сказки. Полки расположены в доступном для детей месте, где они обыгрывают ту или иную сказку, используя диалоги героев, часто развивая действие по придуманному ими сюжету. Для выкладывания и оречевления детьми знакомых сказок, сюжетов создана серия дидактических игр на фланелеграфе: «Репка», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок». В театральном уголке помещены персонажи для различных видов театра: пальчиковый театр, куклы-рукавицы, теневой, где дети, обучаясь, ведут интонационно-выразительные диалоги персонажей. Для обыгрывания сюжетов сказок, в уголке ряженья помещены театральные костюмы. Преображаясь в того или иного героя, ребёнок невербальными и вербальными способами передаёт характерные особенности героя. В коррекционном уголке имеются пособия: всевозможные пазлы, мозаики по сюжетам любимых сказок, альбомы для раскрашивания. При работе ребёнок вступает в диалог, задаёт вопросы, вспоминает о содержании сказки, рассуждает, что также способствует речевому развитию, обогащает словарь. Приобрела дидактические пособия для детских рассказов описательного характера и пересказа сказок. Для составления небольших рассказов использовала алгоритмы, которые помогают ребёнку сохранить последовательность сюжета. Родители приобрели магнитофон для прослушивания произведений в исполнении профессиональных актеров, музыкантов. Использование этого материала способствовало развитию связной речи у детей.

Методы и приемы.

Для ознакомления детей с художественной литературой, я использовала следующие методы: - чтение по книге или наизусть;

- рассказывание ;

- инсценирование;

- заучивание наизусть.

В своей работе использовала методические приёмы, облегчающие восприятие художественной литературы:

- выразительное чтение;

- беседа о прочитанном, повторное чтение;

- рассматривание иллюстраций;

- объяснение незнакомых слов.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доношу до них я - педагог, поэтому владение навыками выразительного чтения приобретает особоезначение. Передо мной стояла сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать своё отношение к героям и действующим лицам. При анализе текста я старалась соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения. В программу ознакомления детей с художественной литературой входят сказки, рассказы, стихи и произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, прибаутки. Начиная с младшего дошкольного возраста, я подводила детей к умению различать жанры. При знакомстве с новым произведением называла жанр литературного произведения: «Сегодня я вам расскажу сказку», «Сейчас я прочитаю рассказ (стихотворение)». В дальнейшем просила детей назвать жанр самим. В младшей группе дети, слыша название жанра, просто запоминали, что «Маша и медведь», «Кот, лиса и петух» - это сказки, «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой – это стихотворения. Для чтения я выбирала небольшие рассказы и стихотворения. Стихотворения для малышей, такие, как «Игрушки» А. Барто, «Мой Мишка» З. Александровой, они воспитывают у маленьких слушателей чувство симпатии, положительные эмоции. Повторяя их, дети улавливали созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимали, а затем и запоминали всё стихотворение.

В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи. При чтении стихов я учила малышей произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово. У детей есть привычка ставить ударения на рифмующихся словах, поэтому я старалась особенно точно расставлять логические ударения и добиваться, чтобы и дети произносили стихотворения правильно. В течение года детям повторно читала знакомые рассказы, стихи, некоторые сказки или ритмические строчки из сказок, для того, чтобы поэтические образы лучше усваивались и не забывались. Запоминание стихов и сказок оказало большое влияние на развитие словаря детей. Я стремилась к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого чаще повторяла эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе ребёнок воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их назначения. Моя задача была – научить детей понимать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами. Чтение сопровождала: o игровыми действиями детей, «Как рассердился Михайло Иваныч», «Заплакал дед, заплакала баба», «Мышка бежала, хвостиком махнула»; o предметной наглядностью. Например, потешка «Петушок». Показываю игрушку петушка или иллюстрацию, при чтении указываю на те части, о которых говорится в потешке; o рассматриванием иллюстраций. Большое внимание уделяла объяснению незнакомых слов для лучшего понимания текста, характера героев, поступков персонажей. Варианты объяснения были разные: подстановка другого слова во время чтения, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница – комната); употребление слов до чтения в речи, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке). Таким образом, используя различные методы и приемы в своей работе, я старалась воспитать у детей любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него, формировать навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережного отношения к книге. Владея такими навыками, дети стали лучше понимать содержание книги.

Формы и средства организации работы.

Опираясь на полученные результаты диагностики, составила перспективный план работы. С первой младшей группы я приобщала детей к малым фольклорным формам. Народные потешки, прибаутки, заклички, колыбельные песни предоставляют прекрасный речевой материал, который я использовала во время ОД по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, это позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогло детям усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. На детей колыбельная песня оказывала успокаивающее воздействие. Слушая её ласковый напев, у малышей появлялось чувство психологической защищённости, комфорта.

Большое значение колыбельные песни оказывают на развитие речи детей: - обогащается словарь новыми названиями предметов быта:

«Ляжет дочка на пушок,

На пуховую кровать.

А я буду напевать,

Колыбелечку качать».

- обогащается словарь словами сравнениями:

«Спи-ка, Маша-солнышко,

Спи, жёлто зёрнышко.

Спи моя родная, рыбка-золотая».

- развивается фонематический слух ребёнка.

Не меньшую роль играют народные потешки, прибаутки, приговорки, кричалки, скороговорки и считалки. Они создают радостное настроение, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребёнок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций:

«Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Часто умываемся

Детям улыбаемся».

Дети после этих стихов начинают улыбаться друг другу, не боятся воды и мыла. Чтобы успокоить и приласкать грустного ребёнка, рассмешить, высушить его слёзы, читаю потешки, которые относятся именно к нему:

«Ай, ты моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка».

Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. Например, в потешках «Сорока-ворона», «Пальчикмальчик». Дети с удовольствием обыгрывают и читают потешки. Через эти небольшие произведения они знакомятся с однокоренными словами («Котя, Котенька, Коток, Котя-серенький лобок…»); со словами в полной и уменьшительноласкательной форме («Петя, Петенька, Петушок…»); с эпитетами, характеризующими внешние признаки предметов. Ребёнок непроизвольно запоминает словосочетания и одновременно усваивает их смысловое значение и правила согласования слов в той или иной грамматической форме. Например, серенькая кошечка, коза рогатая, масляна головушка. Потешки способствуют развитию диалогической и обращённой речи, так как в них содержится много обращений и диалогов. Потешки я использую в качестве образца при обучении детей составлению описательных рассказов. Так, например, описывая кота: «Как у нашего кота, шубка очень хороша…». К началу учебного года во второй младшей группе, как показали результаты диагностики дети уже могли пользоваться речевым общением, знали и узнавали знакомые сказки, потешки, стихи. Многие дети без помощи взрослого самостоятельно рассказывали стихи, потешки.

Невозможно успешно осуществить запланированную работу без активного участия родителей. Сначала я провела анкетирование (Приложение №5, патронаж на дому с целью узнать: - как часто читают дома детям; - соответствует ли возрасту выбранная книга; - обсуждают ли прочитанное; - какую пользу приносит домашнее чтение. Проанализировав результаты, составила перспективный план работы с родителями. Подготовила консультации «Речевая среда и развитие ребенка» (Приложение №6, «Развивайте память – учите стихи», «Сказка ложь, да в ней намек», «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста», провела беседы «Выбор детской книги», «Фольклор для детей», родительское собрание «Развитие речи через сказку». Подготовила выставку дидактических игр, способствующих речевому развитию детей. Родители в свою очередь помогли создать библиотеку, куда вошли разные по жанру произведения, помогли изготовить ширму, маски, костюмы для театрализации сказок, приобрели магнитофон в группу. Дети стали больше читать стихов наизусть, пересказывать сказки.

Результат.

Дети в основном показали хороший уровень речевого развития, стали активно общаться друг с другом и взрослыми. Научились сопровождать речью игровые действия. Общаются на темы из личного опыта, начинают давать эмоциональную оценку окружающим людям, героям книг. В речи дети используют придаточные предложения, предлоги, с помощью которых выражают пространственное расположение предметов, изменяют слова по числам, временам и согласовывают их в предложении. Образовывают уменьшительно-ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида. Речь стала более литературной, эмоциональной, насыщенной эпитетами. Используют слова разной слоговой структуры, различают слова по звучанию. Внимательно слушают небольшие рассказы, потешки, сказки без наглядного сопровождения. Следят за развитием действия, понимают содержание сказки, рассказа. Сопереживают героям в драматических ситуациях, радуются встрече со знакомыми персонажами.

Публикации по теме:

«Театр на ладошке» как средство всестороннего развития детей раннего возраста«Театр на ладошке» как средство всестороннего развития детей раннего возраста Не секрет, что маленькие дети лучше воспринимают обращенную к ним речь, если она подкреплена наглядными предметами: картинками, игрушками.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника
Опубликовано: 17 октября 2024 в 09:52
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем оксана майгатова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября. Всемирный день пения

Сегодняшний праздник отмечают все любители пения и артисты, для которых исполнение песен стало профессией. Цель празднования — популяризация пения, как способа достичь понимания, единства и гармонии с...

16 октября. Всемирный день хлеба. Папка-передвижка

День хлеба во всем мире отмечается 16 октября. Этот праздник посвящен самой важной пище на нашей планете — хлеб в том или ином виде присутствует в национальных кухнях почти всех народов.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД