Ирина Цаплина
Отчет по организации работы воспитателя МДОУ с ребенком–инвалидом в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
В Смоленской области количество детей-инвалидов составляет более двух тысяч человек. Основной причиной инвалидности является заболевание нервной системы в перинатальном периоде. Данные о числе детей-инвалидов разнятся и не отражают истинную картину детской инвалидности, поскольку далеко не все дети своевременно проходят полное медицинское обследование, что затрудняет выявление заболеваний, своевременное установление детям инвалидности, их лечение и адаптацию.
Публикация «Отчет по организации работы воспитателя МДОУ с ребенком–инвалидом в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Опыта работы МДОУ с детьми-инвалидами и их общения со здоровыми сверстниками не было, что выявило актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети. Зачастую дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому перед коллективом дошкольного учреждения возник вопрос: Как проводить работу с ребенком – инвалидом и его родителями таким образом, чтобы он чувствовал себя полноправным участникам общего дела и был так же успешен, как каждый из его сверстников? На момент зачисления ребёнка–инвалида со сложным неврологическим диагнозом в нашей группе воспитывалось 24 ребёнка в возрасте 4-5 лет. Началась работа, ориентированная на социальную адаптацию ребёнка, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. Важно было создать эмоциональное благополучие ребенка – это, прежде всего, комфорт в душе ребенка (ориентация на успех в достижении целей, наличие положительных эмоций.) Комфортная атмосфера для каждого ребенка способствует развитию его индивидуальности. Необходимо и развитие коммуникативной компетентности ребенка – способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. Развитие социальных навыков дает ребенку возможность установить доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, способность адаптироваться, а обогащение предметно-пространственной среды предоставляет ребёнку возможность для саморазвития. Ещё одним важным условием адаптации является профессионализм воспитателей и специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на эмоциональное развитие такого ребёнка.
Основные критерии профессионализма педагогов:
- понять и помочь
- позитивное отношение к жизни;
- стремление к лучшему;
- формирование творческой активности;
- доброжелательное отношение;
- обогащение внутреннего мира ребенка впечатлениями;
- грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса;
Но, ни для кого не секрет, что родители детей-инвалидов – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы по адаптации ребенка к условиям ДОУ. Главным педагогическим условием успешной адаптации ребё нка-инвалида к условиям воспитания в детском саду является единство требований к малышу в семье и детском саду. С этой целью родителей знакомили с условиями жизни детей в группе, а также воспитатели узнали об условиях воспитания малыша в семье, его индивидуальных особенностях, привычках. Родители настаивали на посещение именно нашей группы, так как в ней воспитывались друзья ребенка, что помогло ему быстрее влиться в детский коллектив. Высокая наполняемость группы привела к повышенной утомляемости, истощению нервной системы ребенка, поэтому ребенок посещает детский сад не полный день, ему необходимо больше отдыхать, находиться в спокойной домашней обстановке.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: что включение детей-инвалидов в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности, создание благоприятной развивающей среды, гибкое сочетание разных форм и методов работы с детьми с учетом их особенностей и возможностей, тесное взаимодействие педагогов группы, специалистов и родителей принесли результаты.
Ребёнок с удовольствием посещает наш детский сад, принимает участие во всех мероприятиях, нашел новых друзей,
Я не могу не закончить свою работу цитатой Дмитрия Анатольевича Медведева, который одной фразой выразил мысли всех родителей детей- инвалидов : «Когда инвалид не может попасть в магазин, на самолёт или поезд, посетить музей, спортзал или кинотеатр, получить нормальное образование - это не просто равнодушие или невнимательность. Это прямое нарушение Конституции нашей страны».