Галина Николаевна Кручинина
Отчет по инновационной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями ОДА
▼ Скачать + Заказать документы
Уже не первый год мы используем в своей работе программу «12 месяцев». Дети, с которыми мы работаем второй год, знакомы с ней. Но в отличие от прошлого года, где данные технологии мы использовали парциально, этот учебный год мы полностью работали по ним.
Чтобы работа была плодотворной, немало усилий требовалось для создания предметно-развивающей среды. Это различные центры:
Публикация «Отчет по инновационной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями ОДА» размещена в разделах
1. Спортивный центр, в котором у нас есть все необходимое для занятий по коррекционной гимнастике - схемы упражнений, индивидуальные коврики, ортопедические и массажные мячи, утяжелители, жгуты, мешочки с песком; для профилактики плоскостопия – коврики с различной по жесткости и фактуре поверхностью из разнообразного материала, массажеры – деревянные, резиновые, пластмассовые; самодельные коврики, мелкие предметы для сбора их пальцами ног; для проверки детьми своей осанки имеются зеркальная стена, сюжетная «стена коррекции», коррекционный стул.
Стена коррекции
Ортопедический стул
Коврики для профилактики плоскостопия
Спортивный центр
В программе имеется ценный материал, который мы используем при составлении комплексов утренней коррекционной гимнастики, в индивидуальной работе по формированию правильной осанки детей – упражнения на мяче, полусферах, по профилактике плоскостопия. Положительное данной программы в коррекционной работе то, что все упражнения, комплексы представлены в сюжете («Морские животные» - морская звезда, морской ежик, дельфин и т. д., тем самым, вызывая у детей интерес к занятиям.
Коррекционная работа
Упражнение «Морской ежик»
Упражнение «Дельфин»
Упражнение «Морская звезда»
2. Познавательный центр, где регулярно, каждую неделю, в соответствии с изучаемой темой по программе «12 месяцев», помещался интересный материал: яркие цветные иллюстрации из Интернета, альбомы, выставки игрушек, муляжей, моделей, поделок. В этом году с помощью родителей нами собран огромный материал по самым различным темам: «Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Животные Севера и жарких стран», «Разнообразные жилища», «Космос», «Первоцветы», «Зимующие и перелетные птицы», «Масленица», «День Победы» и другие. Данный материал мы используем для размещения на стене в центре, а также оформили альбомы по темам, предложенным программой. Приобретены нами муляжи фруктов и овощей, игрушки самых разных животных: домашних, диких, морских, животных Севера и юга, насекомых и т. д.
Познавательный центр
Природный центр
3. Природный центр оформлен также по требованиям данной программы. Особый интерес у детей вызывает кукла, которую мы одеваем соответственно временам года. Костюмы для этого нам сшили родители. Есть в центре и плоскостные куклы Старика-Годовика, его дочерей – Осени, Зимы, Весны и Лета и внучат (12 месяцев). Имеются символы для каждого времени года, альбомы, иллюстрации, репродукции известных картин, собраны рисунки детей по временам годам, на экологические темы и модели, изготовленные своими руками – «Дни недели», «Суток», «Времени года». Весь материал, собранный в природном центре, регулярно на протяжении всего года использовался нами на занятиях.
Работа с моделями
4. Центр тонкой моторики
Тонкая моторика – это одно из направлений инновационных технологий «12 месяцев», которым уделяется большое внимание. В этом центре у нас есть все необходимое для развития мелкой моторики руки: различные трафареты, которые мы используем для разнообразных штриховок, настенная стеклянная доска и фломастеры на водной основе для рисования на ней, игра «Геоконт», схемы для пальчиковой гимнастики, альбом по тонкой моторике, сделанный своими руками и который используем как на занятиях по изобразительной, так и в свободной деятельности.
Работа с пазлами, как средство развития тонкой моторики
Данная программа предполагает постоянные (в зависимости от изучаемой темы) изменения предметной среды. В этом и была сложность: где взять материал, чтобы всю группу превратить в «Зимний лес» со всеми его атрибутами – белый снег, заснеженные деревья, следы зверей и птиц или в Крайний Север (айсберги, северное сияние, бескрайние белые просторы) и т. д. Подобные занятия приходилось изменять, опираться на картины, макеты и на фантазию детей (которая, к сожалению, не у всех хорошо развита). Неудобство данной программы в том, что к каждому занятию приходилось готовить своими руками много материала: макеты («Север», «Юг», «Аквариум», «Зимние развлечения» и т. д., различные символы на каждого ребенка, схемы лепки и рисования, модели составления рассказов, разнообразный раздаточный и демонстрационный материал и т. д.
Макет «Животные зимой»
Данная программа предусматриваем музыкальный дизайн, с которым тоже были сложности. Чаще всего приходилось заменять необходимый материал тем, что находили мы, стараясь использовать хотя бы сходную по характеру музыку или исключать ее вообще.
Положительный момент программы, на наш взгляд, то, что она уделяет большое внимание интеллектуально-художественному развитию ( 5 занятий в неделю: 2 - рисование, 1 – лепка, 1 – конструирование, 1 – аппликация). Занятия предлагаются очень интересные как по тематике, так и по методике. Они тесно связаны с темой недели, с другими занятиями, позволяют детям не только приобрести какие-то практические умения и навыки, но и получить дополнительные знания, новую информацию по теме. К тому же, занятия по рисованию («тонкой моторике» - по клеточкам, линиям сгиба) способствуют развитию таких психических процессов как внимание, память, наблюдательность.
Занятия по тонкой моторике
Подготовка к рисованию (сгибание листа)
Рисование по клеточкам Новогодней елочки
Как показывает диагностика и наши наблюдения, дети к концу года стали рисовать значительно лучше, смелее. Если в начале года клеточки различали единицы (Саша З., Витя Б., Ваня М., то сейчас трудности с этим испытывают лишь самые маленькие по возрасту – Рома Р., Ксюша Ш., Даша С. и Максим Е. Уровень умения и навыков в начале года был – 1,2, в конце года 2,2. Рисование стало любимым занятием детей в свободное время. Радует, что многие дети в своих рисунках, используют показанные нами на занятиях приемы. Огорчает то, что у большинства детей рисунки однотипные – не хватает творчества, фантазии. Это минус данной программы, так как в основном дети рисуют по показу, за воспитателем. На творчество на занятиях часто не хватает времени.
Совершенно новыми и сразу полюбившимися детьми стали занятия по психомоторному развитию и развитию социальных способностей.
Все занятия проходят в игровой форме с использованием музыки, в свободном общении. Дети научились понимать себя, своих друзей, свои и чужие эмоции; передавать разнообразные эмоции мимикой, жестами; справляться, по возможности, со своими чувствами и эмоциями; уважать чувства других; научились свободно двигаться и управлять своим телом, хотя многим это было нелегко. Были дети, которые долгое время не принимали участия в играх и лишь наблюдали, а сейчас, что особенно приятно, они зачастую сами становятся инициаторами данных игр, просят включить ту или иную музыку. Результаты диагностики говорят сами за себя:
Занятия Начало года Конец года
Психомоторное развитие 1,3 2,6
Развитие социальных способностей 1,5 2,4
Дети стали более общительны, они легко вступают в контакт как со своими сверстниками, так и со взрослыми.
Коллективное упражнение «Дерево»
Психомоторное развитие
Свободные движения под музыку
Упражнения по психогимнастике «Болит живот»
Социально-эмоциональное развитие
Игра «Дрозд»
«Значит мы с тобой друзья»
Игра «Солнышко»
Полезными, на наш взгляд, для интеллектуального развития детей стали и занятия по познавательному развитию, т. к. дети на подобных занятиях, чаще опять же в игровой форме, получали много новой интересной познавательной информации. Нас радовало, что у детей возникал интерес к той или иной теме, они делились дома полученными знаниями, приносили в садик свои книги, рассказывали что-то новое, увиденное по телевизору или услышанное от родителей. (Андрей Б., Саша З., Ваня М., Аня Р., Алеша Г. и другие).
Что нового мы узнаем сегодня
Рассматривание альбома «Разнообразные жилища»
Занятия по математике и развитию речи, как и в программе «Детство», проводятся по одному в неделю. На наш взгляд, этого недостаточно. Не устраивало нас и форма проведения – свободное общение, свободное перемещение по группе, что не дисциплинирует детей, как хотелось бы на подобных занятиях. Такая форма может быть и хороша при количестве детей не более 10, а в наших условиях, когда детей более 15, трудно добиться желаемых результатов. Математика – точная наука, конкретная – одно задание должно четко идти за другим, с конкретными выводами при идеальной дисциплине, даже если оно и проводится в виде игры. Авторы же предлагают нам одну «болтологию», задания трудны для детей 5-6 лет, рассчитаны для индивидуальной работы с 6-7 летним ребенком. А когда дети не справляются, у них пропадает интерес, внимание, они становятся просто наблюдателями.
Из занятий по развитию речи хочется отметить игры, задания на формирование грамматического строя речи, на словарную работу. Мало уделяется внимания звуковой культуре речи и обучению рассказыванию.
«Угадай цифру на ощупь» (игровое задание)
Развитие речи (д/и «Кто где живет»)
Большую помощь в работе по данной программе нам оказывали родители. На первом же родительском собрании мы познакомили их с особенностями данных технологий, и в течение года родители были в курсе того, что мы изучаем. Для них был оформлен стенд, на котором даны рекомендации по выработке правильной осанки. Необходимый материал и информацию мы помещали на доске и в папке «информация для родителей» (материал по профилактике плоскостопия, по самомассажу ног, комплексы коррекционной гимнастики для укрепления мышц спины и живота и т. д.). Родители помогли нам приобрести бумагу разного формата для занятий, материал для лепки, рисования, оказывали помощь в изготовлении макетов, схем, символов и т. д. Огромную помощь в изготовлении альбомов, в поиске цветных иллюстраций на разные темы в течение всего года нам оказывали родители У. Кати. Заинтересованность родителей делами в группе помогла детям добиться успехов в усвоении программы.
Конкурс «Поделки из природного материала» (совместно с родителями)
Считаем, что от данной программы отказываться нельзя. Рекомендуем использовать занятия по интеллектуально-художественному развитию. Занятия по психомоторному развитию и развитию социальных способностей использовать в качестве утренних и вечерних ритуалов. Все воспитатели найдут в этих технологиях большой познавательный материал при ознакомлении детей с разными темами. Имеется здесь и подборка стихов ко Дню Матери, Международному Женскому Дню, о различных профессиях, много загадок, примет и другого материала по временам года и не только.