Любовь Чигатова
Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста. Опыт работы по наставничеству
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет об проведении индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста Гончаровой Сюзанны Геннадьевны по введению дошкольного образования в практику ДОО МБДОУ «Црр-д / с№182 г. Владивостока.» педагогом наставником Чигатовой Любови Николаевны.
Публикация «Проведение индивидуального маршрута методического сопровождения молодого специалиста, Опыт работы по наставничеству» размещена в разделах
- Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
- Наставничество. Работа наставника
- Опыт работы, практика
- Темочки
Я, воспитатель детского сада, стаж работы по специальности - 40 лет, За время работы в детском саду я была наставником у многих молодых специалистов.
Педагогический состав нашего дошкольного учреждения стремительно «молодеет». Молодых воспитателей в последнее время приходит очень мало, да и с педагогическим образованием практически нет Нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется невыполнимым. Они не знают,как составлять план, как организовать воспитательно- образовательный процесс. Начинающие воспитатели, в первый год своей работы чувствуют большую нагрузку,теряются, не знают с чего начинать.
Поэтому небольшая группа наставников конечно же приходит на помощь и берут под свое крыло молодого специалиста, помогают пройти адаптационный период,готовы подсказать, научить,направить. и конечно же полюбить свою работу, полюбить детей.
Что же включает в себя понятие наставничество?
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике.
Наставничество – это процесс целенаправленного формирования личности, ее интеллекта, физических сил, духовности, подготовки ее к жизни в целом, к активному участию в трудовой деятельно
Наставничество – это постоянное общение, межличностная коммуникация, цель которой помочь молодому педагогу понять всю организацию воспитательно- образовательного процесса.
Главное - чтоб молодой специалист был готов к совместной работе. А я как наставник всегда готова помочь и прийти на помощь,поделиться опытом, поучавствовать в совместных мероприятиях, показать результаты своей работы.
Самое результатиная работа наставника - это индивидуальное наставничество, непосредственный контакт с молодым специалистом. Совместное участие в конкурсах, вебинарах, посещение методобьединений.
В нашем детском саду проводятся открытые показы образовательной
деятельности наставниками, где педагоги-наставники делятся с молодыми
специалистами своим богатым опытом традиционных и инновационных форм и
методов работы.
Так молодые педагоги накапливают свою методическую базу,
совершенствуясь в профессиональном развитии.
Молодые воспитатели посещают педагогические советы, семинары
практикумы, мастер-классы и другие мероприятия, которые проводятся в ДОУ.
Целью моей работы в качестве наставника стало :
непрерывное совершенствование творческого потенциала и поддержка молодого специалиста.
Задачи
Научить молодого педагога составлять документацию ДОО и реализация в работе с воспитанниками группы;
На практике продемонстрировать основные педагогические технологии
Организация воспитательно- образовательной работы с детьми.
Помочь организовать комфортную среду для детей в группе. Правильное построение развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении и создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем; помочь в размещении дидактического материала.
Учить использовать современные инновационные технологии в образовательно-воспитательном взаимодействии с детьми
Самостоятельная деятельность педагога в осуществлении процесса воспитательно-образовательной работы с воспитанниками и родителями (законными представителями) группы
Стимулирование повышения теоретического и методического уровня педагога, овладения современными образовательными программами, инновационными технологиями.
Проведение мастер-классов и открытых занятий для передачи опыта работы с использованием различных технологий, в том числе технологий работы с родителями.
На протяжении многих лет работы в дошкольном учреждении, в моей практике сложилась определенная система по формированию традиций наставничества, при поддержке, которой молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Данная методика состоит из трех этапов:
1й этап – адаптационный.
Определить, какие личностные и профессиональные навыки имеются
у воспитателя, какие проблемы он испытывает.
Разработать индивидуальный план работы с молодым педагогом.
Этап включает в себя:
Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы.
Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;
Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;
Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;
Диагностика изучения методических потребностей педагогов.
Составляется индивидуальный план работы с молодым педагогом по изучению нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «Отчет о совместном участие в конкурсах,олимпиадах,марафонах,кластерах и др. мероприятий», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности.
Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы, но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития) .
2й этап – основной (проектировочный).
Разработать и реализовать программу, скорректировать навыки специалиста, выстроить программу собственного развития педагога.
Провести работу по изучению документацией ДОО:
- изучение примерной основной образовательной программы дошкольного образования - Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОО, изучение целей и задач годового плана, структуры перспективно-календарного планирования, структуры комплексно-тематического планирования.
-проведение наставником тренингов, консультаций на различные темы:
- познакомить с опытом работы коллег своего учреждения и других ДОУ;
повышение профессионального мастерства, посещение мероприятий
различного уровня, приобщение молодых специалистов к подготовке и участию в проведении педсоветов, семинаров; привлечение к показу на уровне детского сада (разработка материала для образовательной деятельности с детьми).
Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи.
Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.
Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.
Большое внимание уделялось практическим занятиям с наставником по ведению, публикаций на своем личном педагогическом сайте
Публикация конспекта по конструированию «Легоград»,
Сертификат создание личной страницы на МААМ. ру
Сертификат об участие во Всероссийском вебинаре «Развитие диалогической речи дошкольников в сюжетно- ролевой игре»
3й этап – контрольно - оценочный.
Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры. При условии профессиональной поддержки и помощи более опытного педагога участие в конкурсах позволяет молодому специалисту добиться значительных результатов уже в первые годы своей педагогической деятельности.
Молодой педагог совместно с воспитанниками приняла участие в конкурсах разных уровней.
Итогом моего наставничества стало участие молодого специалиста в следующих мероприятиях:
Смотры конкурсы, проводимых в доу :
-«Подготовка к началу учебного года» (Грамота 3 место)
-Организация ПРС
-Участие в «Школа методик» для воспитателей г. Владивостока (сертификат)
-Участие в смотре- конкурсе «Летняя площадка для детей»
-Участие в смотре- конкурсе «Патриотический уголок» (грамота)
- «Тропа здоровья на участке»-Грамота за инновационный подход в организации летней-оздоровительной работы
-Участие в педагогических чтениях «Развитие профессиональной компитентности педагога дошкольного образования в современных условиях»
(Участие в методическом марафоне- практикуме «Планируем гибко»
Сертификат на 36 часов
-Участие в обучающем семинаре «Практики инновационного дошкольного образования в детском саду (Сертификат 36 часов)
-Участие в научно- практической кнференции «Духовно- нравственное развитие и воспитание детей и молодежи» Участие в проведение мастер-класса «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с народным календарем. Сезонная кукла - рукодельница»
(благодарственное письмо)
-Самостоятельное календарно- тематическое планирование.
(справки об участие в клубном часе «Точки роста» встреча участников инновационного кластера модуль «воспитательные практики»
-Участие в марафоне оздоровительных гимнастик в доу (грамота)
-Участие в организации книжного уголка (грамота)
-Участие в проведении открытых просмотров «Прогулка с детьми»
-Участие в педагогическом совете мдоу «Прививаем детям любовь к чтению»
-Участие в смотре- конкурсе «Патриотический уголок» (грамота)
-Участие в мастер- классе на обучающем семинаре «Инновационная дидактика в детском саду (Сертификат)
- Участие в семинаре «Практики инновационного дошкольного образования в детском саду»- трансляция опыта гипермаркете «Умейка»
-Участие в международном вебинаре «Развитие продуктивной и творческой деятельности дошкольников через технологию ЛЕГО_конструирование» (сертификат)
-Участие в семинаре - треннинге «МАТЕМАТИКУМ»«Практики развития математического и раннего инденерного мышления в детском саду» (сертификат на 36 часов)
-Лауреат конкурса творческих работ на краевом образовательном событии зимняя биеннале «Ажурная снежинка»
-Участие в семинаре- треннинге «Практики развития математического и раннего инженерного мышления в доу»
Сертификат 36 часов
-Участие детей в международных игровых конкурсах «Чип» (3раза)
(благодарственные письма)
-Участие в конкурсе-марафоне «МатематикУМ
Самым важным этапом нашей работы стало участие в конкурсе «Большая игра им. Л. Выготского при поддержке Рыбаков Фонда и стали полуфиналистами
Сегодня я уже смело могу говорить о результатах своей работы :
создана система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника; применяются эффективные формы и методы работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста; молодой воспитатель ведет работу по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций; у молодого педагога формируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательного процесса; молодому воспитателю обеспечена необходимая помощь и поддержка на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Таким образом, использование в дошкольном учреждении системы наставничества позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, почувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами, проявить себя грамотным педагогом. Не меньше пользы приносит эта система и наставнику. Работа с молодыми специалистами помогает повысить свою профессиональную компетенцию: стараюсь следить за новинками методической литературы, участвую в педагогических конкурсах, конференциях, использую в работе инновационные технологии. Общаясь с молодыми коллегами, приобретают новые взгляды на развитие и воспитание детей.
Используемая литература
1 Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 176 с.