Елена Черкасова
Использование современных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
▼ Скачать + Заказать документы
Для всех людей на всей планете главной ценностью является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, практически здоровых детей в нашем современном мире очень мало. Виноваты плохая экология, неправильное питание, недостаточные физические нагрузки, генетические факторы, система здравоохранения. Мы, взрослые, несем ответственность за детей, находящихся под нашей опекой. За своих собственных детей. А воспитатели еще за детей, которых им каждый день доверяют родители. И детское здоровье – это главный пункт, находящийся под ответственностью воспитателей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранять и стимулировать здоровье было бы не профессионально и бездушно. Здоровый ребенок – счастливый и успешный ребенок а, значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи, настоящие и будущие, – в наших руках, руках педагогов.
Публикация «Использование современных технологий сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательном процессе,» размещена в разделах
В связи с недостаточным уровнем физического развития современных детей возникла необходимость совершенствования двигательного режима в дошкольном учреждении путем применения здоровьесберегающего воспитания.
Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Чтобы решить эту проблему, необходимо создавать такую системы работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Сегодня во всех дошкольных учреждениях огромное внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни и коррекционные технологии. Первоосновой в выборе оздоровительных технологий является принцип «Не навреди», т. е. все виды педагогических и оздоровительных воздействий в образовательной деятельности выбираются с учетом их безопасности для здоровья и развития ребенка. Очень важную роль играют технологии сохранения и стимулирования здоровья, которые используются в непосредственно образовательной деятельности. Цель педагога здесь– построить образовательную деятельность оздоровительной направленности. То есть существует необходимость организации образовательной деятельности с акцентом на использование технологий сохранения и стимулирования здоровья, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
Технологии сохранения и здоровья детей дошкольного возраста, применяемые в образовательной деятельности :
1. Стретчинг – комплекс упражнений на растягивание определенных мышц, связок и сухожилий, полезный и необходимый всем, независимо от возраста и степени развития гибкости, применяемый в системе массажа, в лечебной физкультуре. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение, улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.
2. Динамические паузы, физкультминутки, минутки здоровья - проводятся во время образовательной деятельности по 2-5 минут, по мере утомляемости детей и выполняют следующие функции: развлекательную, релаксационную, коммуникативную, воспитательную, обучающую, развивающую, коррекционную, лечебло-профилактическую.
3. Релаксация -– это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
4. Пальчиковая гимнастика выполняет следующие функции.
Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Помогает развивать речь.
Повышает работоспособность коры головного мозга.
Развивает у ребенка психические процессы : мышление, внимание, память, воображение.
Снимает тревожность.
К пальчиковой гимнастике не остается равнодушным ни один ребенок любого дошкольного возраста.
5. Дыхательная гимнастика. Важное место в физической культуре дошкольников занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. От дыхания во многом зависят здоровье ребенка, его физическая и умственная деятельность.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании детей.
В образовательной деятельности используются отдельные доступные упражнения, органично вплетающиеся в образовательный процесс и способствующие насыщению кислородом каждой клеточки детского организма, стимулирующие работу сердца, головного мозга и нервной системы, развивающие еще несовершенную дыхательную систему детей, укрепляют защитные силы организма. В основном, эти упражнения основаны на носовом дыхании. Если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни дошкольника. Мы, педагоги, понимаем, что оградить от этого дошкольника совсем нельзя, поэтому стараемся приспособиться к сложившимся обстоятельствам. Именно в таких условиях и необходимо научиться беречь зрение.
Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка, позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
Упражнения следует выполнять 2-3 раза за день по несколько минут. Комплекс гимнастики составляется с учетом возраста ребенка, проводится в игровой форме. При выполнении гимнастики для глаз прежде всего необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз. Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем — в привычку в них играть.
Гимнастика для глаз может проводиться с предметами, например, работа с расположенными на стенах карточками. Дети отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д. Могут использоваться специальные поля, например, изображение каких-либо цветных фигур (овал, восьмерка, волна, спираль, ромб и т. д.). Этот плакат размещается выше уровня глаз в любом удобно месте. Дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Можно на кончик указки прикрепить бабочку, пчелку или персонажа по теме и отправиться в путешествие).
Существуют специализированные электронные программы, направленные на снятие напряжения и коррекцию зрения.
7. Кинезиологические упражнения. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями. В случае, когда детям предстоит интенсивная нагрузка, педагог может начать работу с кинезиологических упражнений.
Главное в работе педагога по сохранению и стимулированию здоровья дошкольников в образовательной деятельности – это комбинация элементов инновационных здоровьесберегающих технологий, позволяющей превратить саму образовательную деятельность в здоровьесберегающую.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности являются неотъемлемой составляющей всей здоровьесберегающей работы ДОУ и решают задачу комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников.
Самое главное, чтобы каждая непосредственно образовательная деятельность перемежалась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Применение таких технологий развивает дружеские взаимоотношения, коллективизм. Вся работа проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в образовательной деятельности, входя в целостную систему образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанную на классических образцах и педагогических инновациях, способствуют гармоничному физическому развитию детей.