Ольга Сидорова
Отчет о реализации проекта
▼ Скачать + Заказать документы
О реализации проекта «Детское экспериментирование, как средство интеллектуального развития детей по экологическому воспитанию»
"Люби и береги природу, как свой дом".
Подготовила воспитатель старше – подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Сидорова Ольга Витальевна
Проект долгосрочный сентябрь- май 2017-2018гг.
Всё хорошее в людях — из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Публикация «Отчет о реализации проекта» размещена в разделах
Не наукой, а частью души! (стихи из интернета)
1. Актуальность.
Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Важнейшим средством умственного воспитания ребенка является окружающая природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты, познания - ощущение и восприятие. Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Исходя из общей цели экологического образования дошкольников, их психического развития, необходимо заложить основы экологической культуры.
Главной целью экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе. Формирование начал экологической культуры, становление осознанно - правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношения к себе, как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Главной задачей – это научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому и использовать полученные знания в повседневной жизни. Развитие познавательного интереса к миру природы; определение основных свойств объектов неживой природы: вода, камень, песок, почва; формирование представления о погодно - сезонных явлениях в природе.
Основные направления моей работы – это формирование развивающей предметно – пространственной среды, взаимодействие и сотворчество с детьми и родителями.
Работая над развитием предметной среды, мы стремимся сделать её максимально насыщенной, полифункциональной, доступной и безопасной для детей.
2. Работа с детьми
При взаимодействии с детьми мною используются различные формы работы. Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям.
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя удивительный окружающий мир. Наша задача с родителями – помочь ему сохранить и развивать стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития умственных способностей ребенка – дошкольника.
Для ребенка дошкольного возраста имеет исключительное значение: игра – для них учеба, труд, форма воспитания. Игра – способ познания окружающего мира.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с использованием и применением методик, как правило игровых, у детей быстрее развиваются игровые навыки, мышление, восприятие. Так и дидактическая игра по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Дидактическая игра оттачивает ум ребенка, развивает познавательные интересы, учит логике.
Согласно этим требованиям в группе мною оформлена природная зона, которая знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, проводятся наблюдения за погодой, труд в природе и многое другое. Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность. Для этого оформлена зона экспериментирования с набором материалов для опытов. В нашей группе ведется календарь природы, где дети ежедневно отмечают состояние погоды. Много наглядного материала: «Дневник наблюдений» - где мы с детьми зарисовываем и оставляем запись,за какими растениями ведем наблюдения. Также у нас имеется: «Картотека дидактических игр по экологии»; «Тетрадь - раскраска с логическими играми»; «Картотека с занимательными опытами и эксперименты для детей»; «Схемы – опыты» и «Описание о проведении опытов»; «Коллекция ракушек»; «Коллекция камней»; «Коллекция пуговиц»; «Лаборатория семян»; «Альбом каталог тканей», где дети могут ощутить руками любую ткань и сравнить между собой; альбомы с наглядными материалом «Все о бумаге», где дети знакомятся, откуда она пришла к нам, где производят бумагу, какие ее виды. Где все для детей находится в доступной форме.
Наш девиз:
«То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы педагоги личным примером показывает детям правильное отношение к природе. Для проведения различных опытов создана «лаборатория», где имеется необходимое оборудование: колбы и мензурки, пробирки, песочные часы, зеркала, лупы, фонарики, мерные ложки, мерные стаканчики разного объема, весы, воронки, формочки, миски, пипетки, магниты, пластмасс, проволочка, резина, перья птицы, контейнеры с песком, камнями, землей, мохом, торфом; пищевые красители; разными крупами и многое, многое другое.
Как уже нам известно, что большое значение имеют прогулки. Ведь именно на прогулке дети лучше всего могут познакомиться со свойствами песка, глины, земли, воды, снега, льда (для этого у нас имеются различные емкости, формочки, совочки и т. д., с сезонными изменениями в природе, имеют возможность поиграть с природным материалом (листьями, шишками, плодами и т. д.). Кроме этого я часто использую разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Узнай и назови», «Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», «Когда это бывает?», «Узнай дерево (цветок, кустарник, животное, насекомое)», «С какого дерева листок?» и т. д.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я использую опыты, что способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыт строится на основе имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Дети во время проведения опытов знакомятся со свойствами и качествами объектов природы, у них формируется познавательный интерес, развивается мыслительная деятельность и наблюдательность. Опыты провожу как на прогулках, так и в группе (в зоне природы).
Провели с детьми опыты: «Каким может быть снег», «Почему свечка бывает разная?», «Волшебная вода», «Зеленый лук», «Свойства песка, воды и льда», «Листья капусты изменили цвет», «Почему на веточках распустились почки», выращивали салат «Кресс» в яичной скорлупе, «Почему морская вода не окрашивается», «Волшебные скрепки», «Что не тонет в воде» и многие другие.
-Выставки. : «Дары Осени»;«Новогодняя фантазия»; «Что весна нам принесла»
Также много у нас наглядного материала: альбомы передвижки по временам года «Лето», «Осень», «Зима», «Весна», материал к игровым ситуациям, дидактические игры и др.
В игровых ситуациях я часто использую художественную литературу о природе. Это произведения М. Пришвина, А. Пушкина, В. Бианки, Ф. Тютчева, Н. Некрасова, С. Воронина, К. Ушинского, С. Михалкова, Л. Толстого и другие, рекомендованные программой ДОУ. Эти произведения глубоко воздействуют на чувства детей. После чтения я беседую с детьми, задаю вопросы, отвечаю на вопросы самих ребят. Это очень важно для осмысливания детьми данного произведения.
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Поэтому мы ежегодно принимаем участие в праздниках «Праздник урожая», «Праздник осени», «День птиц» и др.
3. Работа с родителями.
Также мною проводилась и проводится работа с родителями. Эта работа была направлена на приобщение семьи к экологическим проблемам и вовлечение родителей в совместную с детским садом эколого - оздоровительную работу с детьми. В процессе работы выяснилось, что многие родители откликнулись на наши просьбы, на замечания своих детей реагируют положительно. Параллельно с детьми проводим работу с родителями. Были проведены консультации, родители вовлекались мной в изготовление стенгазет, гербариев, изготовление кормушек, скворечника, цветочных клумб, облагораживание участка в весеннее время года. Обновляем регулярно выставки в литературной зоне, книжки передвижки с народными приметами, загадками и стихами. В нашей группе постоянно проводятся выставки поделок и рисунков «Лето красное», «Лес – наше богатство», «Здравствуй, осень золотая», «Зимние забавы», «Елочка - зеленая иголочка», «Весна пришла!» и др. Многие родители охотно принимают в них участие. Наша группа также всегда активно участвует в конкурсах живописи и поделок.
4. Вывод.
В заключении хотелось сказать. Вот почему так важно научить ребенка правильно относиться к окружающей его природе, к себе и людям как части природы, материалам и вещам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях. Эти знания помогут ребенку осмыслить, что все мы – живые существа, которым нужны хорошие условия для того, чтобы чувствовать себя нормально и быть здоровым. Кроме того дадут элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребё нка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где ты родился и живёшь, любовь к Отечеству. Ещё Михаил Пришвин сказал: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».