Ирина Рыбина
Работа по экологическому воспитанию в средней разновозрастной группе
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
(В. Чижов)
В работе с дошкольниками, по экологическому воспитанию и обучению,мы использовали интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Публикация «Работа по экологическому воспитанию в средней разновозрастной группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности, и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.
В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы старались сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой, обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности нам помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки и т. д.
Основные же знания о природе, экологические знания дети получают на оод.
Организованная образовательная деятельность была построена на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Во время прогулок воспитатели ежедневно проводят наблюдения за окружающим миром, знакомятся с изменениями природы по сезонам, знакомятся со свойствами песка, воды, снега, льда, определяют силу и направление ветра.
Во время прогулок, дети не только играют и проводят наблюдения за окружающим миром, но и помогают воспитателям ухаживать за растениями на огороде и участке. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, формируется бережное и заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям.
Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на наш взгляд, является организация развивающей предметной среды.
В нашей группе имеется уголок природы, так и уголок экспериментирования.
Главная особенность уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжение всего учебного года. В нашем уголке природы собраны разнообразные комнатные растения. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.
Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями воспитатели стараются использовать как можно больше опытов. Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительную деятельность.
Уголок экспериментирования - это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В нем дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность. В уголке имеются различные природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеется лупа.
В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают.
Так же в группе проведены экологические акции «Елка – колкая иголка»,«Батарейки, сдавайтесь» и «Покормите птиц зимой» в которых родители приняли непосредственное участие.
Воспитатели совместно с детьми изготовили «ЛЭП буки» по экологическому воспитанию – это дидактическое пособие, которое используется в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельности.
Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек и скворечников для птиц, которые мы с детьми развешиваем на территории детского сада. А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы.
Были проведены беседы с детьми на тему: «Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков, эколого-просветительская работа с родителями, для которых был изготовлен буклет по теме.
Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Был организован конкурс кормушек из бросового материала.
Воспитателями разработаны экологические проекты. Работа по проектам дат уникальную возможность проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Нами был организован экологический проект «Огород на подоконнике», в котором приняли участие дети нашей группы, а так же родители. Цель проекта: формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к природным явлениям и объектам, воспитывать бережное отношение к своему труду.
Мы приобретали семена, землю, контейнеры, готовили инвентарь. Подбирали художественную литературу, игры, иллюстрации по данной теме. Разбивали огород.
Рассматривали семена (лук, огурцы, горох, пшеница, укроп, петрушка, фасоль). Вместе с детьми сажали семена, наблюдали за ростом растений, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины. Проводились занятия, дидактические игры, беседы. Дети ухаживали за растениями (полив, рыхление, пикировка, подкормка) .
Проводили анализ и обобщали результаты, полученные в процессе исследовательской деятельности детей. Дети подготовили и рассказали рассказ о том, как они вырастили лучок, укроп, огуречную рассаду и т. д. на своем подоконнике в группе. Провели конкурс «Угадай название овоща». Родители вместе с детьми следили за ростом растений.
В результате проектной деятельности у детей сформировались представления о том, как можно вырастить растения. Что для их развития необходимы такие факторы как: тепло, почва, вода, солнечный свет, воздух. Дети научились выращивать рассаду из семян, научились различать семена овощей, закрепили свои знания об овощных культурах, у детей появилось желание самим выращивать растения из семян
Чтобы заложить основы экологической культуры, воспитатели проводят экологические праздники. Экологические праздники – это одна из увлекательных форм экологического воспитания дошкольников. Праздники проводятся на разные темы : «Собирай урожай», «Праздник птиц», Путешествие к Старичку – Лесовичку». Благодаря проведению в дошкольном учреждении таких мероприятий у детей закладываются основы экологической культуры. Проведение экологических праздников направленно на работу не только с детьми, но и с их родителями (законными представителями).
Общение детей с природой – это отдельное взаимосвязанное мероприятие, позволяющее научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой способствует эстетическому воспитанию детей. Развивает ответственное отношение ко всему живому и неживому, воспитывает чувство любви. Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Главная задача воспитателя вовлечь ребнка в мир природы, в мир растений и животных. Дети много узнали о природе, расширили свои представление о взаимосвязи человека и природа, роли человека в мире природы. Дети активно работали на всех занятиях, думали, рассуждали о природе, и вреде человека на окружающую среду.
Мы должны очень много учится,
Чтоб законы природы узнать.
Мы должны очень много трудиться,
Чтоб богатство ее сохранять!
Мы научимся жить иначе,
Сберегая природу, как дом,
Потому что для нас очень значим,
Этот мир, в котором живем!
Мы накормим зимою пичужек,
А весною построим им дом,
Потому что нам очень нужен
Птичий щебет со всех сторон!
Мы посадим деревья у дома
И на вырубках вырастим лес,
Потому что нам очень нужно,
Чтобы лес с Земли не исчез.
Как призыв или как молитву
Сердце ритм отбивает в груди
Сбереги, ты, планету эту,
Не губи! Не руби! Не вреди!