Елена Заемина
Фотоотчет о проведении спортивного развлечения
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биометрических измерений (показатели роста, веса, окружности груди, жизненной емкости легких; состояние осанки; изгибов позвоночника; измерение свода стопы; динамометрия; становая сила и другие).
Публикация «Фотоотчет о проведении спортивного развлечения» размещена в разделах
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» февраль 2022
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т. д.). Но определение физического развития не может существовать без правильно организованного физического воспитания.
В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, долголетия и гармоничного физического развития. И хотя это развитие является закономерным биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из психофизиологических особенностей ребенка.
Правильно организованное физическое воспитание способствует формированию хорошего телосложения, предупреждению различных заболеваний, улучшает деятельность внутренних органов и систем детского организма. Без должного внимания к этой важнейшей составной части воспитания нельзя подготовить к жизни подрастающее поколение крепким и гармонически развитым.
У детей дошкольного возраста необходимо сформировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения – ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, ползание, перелезание, метание, прыжки, спортивных упражнений (ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипедах, плавание). Кроме того, следует научить детей играть в игры с элементами спортивных игр (теннис, бадминтон, городки, волейбол, баскетбол, хоккей, футбол и др.). Наряду с формированием двигательных навыков у детей с первых дней жизни необходимо развивать физические качества (ловкость, быстроту, гибкость, силу, выносливость, равновесие и др.).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
Для всех возрастных периодов характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма.
Овладеть законами физического развития, использовать их для физического воспитания – важнейшая задача теории и практики физического воспитания.
В самом общем смысле физическим развитием человека называют процесс изменения естественных морфо-функциональных свойств его организма в течении индивидуальной жизни.
Физическая культура как метод неспецифической патогенетической терапии являются важным компонентом системы восстановительного процесса. Занятия физической культурой, спортом, использование физиотерапии, трудовых процессов должны широко применяться.
Оздоровительная физкультура в детском возрасте – это часть системы оздоровительного комплекса. В процессе занятий физической культурой и музыкальных занятий, в основу которых положен игровой метод и широкое использование имитационных движений, у детей формируются навыки и умения, воля и сознания. Это помогает поддерживать дисциплину, создает положительный эмоциональный фон.
При проведении занятий с дошкольниками физические упражнения следует подбирать с учетом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возрастного периода детства, характером ответных реакций. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Они могут быть местными и общими, традиционными и нетрадиционными.
Варианты физкультурных досугов:
1 вариант – строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах);
2 вариант – строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со второго полугодия в средней группе);
3 вариант – «Веселые старты» - строится в основном на играх – эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группе);
4 вариант – музыкально – спортивный (проводится в старшей и подготовительной группе);
5 вариант – строится на элементах одной из спортивных игр : баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, бадминтона, городков (проводится в старшей и подготовительной группе).
По программе воспитания и обучения детей физкультурный досуг проводится во всех возрастных группах, начиная со 2 младшей группы, и организуется 1-2 раза в месяц во вторую половину дня, проводится с одной или двумя группами дошкольного учреждения в обычной обстановке (в зале или на спортивной площадке, с обычными атрибутами. Я провожу физкультурные досуги также в группе раннего возраста, т. к. это повышает интерес детей к занятиям физкультурой, вызывает эмоциональный отклик на действия педагога.
Личность человека начинает формироваться ещё в детстве. Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать своё место в окружающем мире. Другая сторона — развитие чувств и воли. Они обеспечивают соподчинение мотивов, устойчивость поведения. Психологом Львом Семеновичем Выготским личность понимается как осознание себя и отношение к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Физическое воспитание в формировании личности дошкольника рассматривается как процесс создания у детей таких потребностей, которые поддерживают и укрепляют здоровье, оказывают благоприятное воздействие на физическое и двигательное развитие. Основу потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитационный и рефлекс свободы, которые тесным образом связаны с двигательной активностью.
Актуальность темы моего выступления проявляется в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Эта проблема стоит особо остро в образовательном учреждении, где должна давать ощутимые результаты. В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей, их физического развития. Недостаточная двигательная активность – гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. В первую очередь от гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой системы, функции дыхания, центральной нервной системы.
Поэтому основная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей, обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, трудового) развития детей и воспитания у них потребности систематически заниматься физическими упражнениями.
В процессе физического воспитания детей дошкольного возраста осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи физического воспитания.
Оздоровительные задачи. Главной задачей физического воспитания дошкольников является охрана жизни и укрепления здоровья, закаливание организма детей.
Современные дети живут в век компьютерных технологий. Они мало двигаются и вместо того, чтобы побегать во дворе и поиграть со сверстниками, сидят за компьютерными играми, которые не требуют большой физической активности. Родители вместо прогулок и подвижных игр предпочитают водить ребенка на курсы по английскому языку. А ведь дошкольный возраст – один из ответственных периодов в жизни каждого человека и считается наиболее благоприятным для развития физических способностей детей.
В основном в ДОУ поступают дети с приобретенными хроническими заболеваниями, а причина тому, что дети много времени проводят в статическом положении. По мнению академика Н. А. Амосова, современный ребенок сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливанием отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием и гиподинамией, что является причиной ухудшения здоровья дошкольников [4, с. 24].
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него не устойчивое внимание, память. Эта слабость ведет к различным расстройствам в деятельности организма, к понижению способностей ребенка и расшатывает его волю. Поэтому крайне важно правильно организовать занятие физической культурой именно в детстве.
В соответствии с программой ФГОС ДО физическое развитие включает в себя приобретение опыта: двигательной активности детей, развития физических качеств : гибкости, ловкости, выполнение основных движений (бег, ходьба, прыжки, становление ценностей здорового образа жизни, начальное представление о некоторых видах спорта. Исходя из этого, следует организовывать спортивный досуг дошкольников начиная с детского сада [4, с. 75].
Бег, прыжки и метания, будучи естественными видами движений, занимают одно из главных мест в физическом воспитании. Эти упражнения отличаются большой вариативностью выполнения и применения в различных условиях, поэтому они оказывают существенное воздействие на развитие прежде всего координационных способностей.
Из вышеперечисленного можно выделить, что цель - подготовка ребенка к жизни в современном обществе, которая реализуется через двигательную активность воспитанника.
Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересу, желаниям и функциональным возможностям организма.
Задачами здесь будут являться:
Организация детской двигательной активности;
Внедрение доступные детям элементы спорта;
Обосновать результаты.
Методы исследования.
Анализ научно – методической литературы.
Педагогический эксперимент.
Как говорилось выше, от состояния здоровья детей зависит благополучие общества, а формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду, так как именно здесь происходит выбор альтернативных форм и методов организации учебно – воспитательного процесса.
Физическое воспитание и оздоровление дошкольников – сложный процесс. Усвоение техники выполнения физических упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, поэтому привычка действовать определенным образом успешно складывается только при тесном взаимодействии инструктора по физическому воспитанию, воспитателя группы и семьи [2, с. 22.]
Изучив литературу по данной теме, можно выделить, что повышаются требования к уровню физической подготовленности и состоянию здоровья дошкольников. Возрастает необходимость обеспечить воспитание у дошкольников устойчивого интереса, мотивации к здоровому образу жизни, к регулярным занятиям физическими упражнениями.
Детский организм – фундамент для тренировок, а это дает большую возможность внедрять доступные детям элементы спорта в систему физического воспитания в ДОУ. Освоение элементов спортивных игр в дошкольном возрасте составляет основу для дальнейших занятий спортом.
Исходя из этого, проанализировав ряд методик, мы пришли к выводу, что наиболее эффективной формой двигательной активности является спортивный кружок по «Мини-футболу».
Данная методика заключается в том, чтобы детей старшего дошкольного возраста, учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, развивать и совершенствовать качества и способности в ходе выполнения заданий во время кружка по «Мини-футболу».
Футбол – это игра с мячом. В этой спортивной игре дошкольники совершенствуют навыки основных движений. Все движения выполняются в постоянно изменяющейся обстановке, что позволяет формированию у детей умений самостоятельно применять в зависимости от условий игры.
Авторы методики считают, что обучение дошкольников игре в футбол целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На подготовительный этап выделяются задачи:
- повышение ОФП;
- совершенствование общей выносливости;
- улучшение техники бега.
Все это реализуется нами в повседневной жизни посредством подвижных игр и физических упражнений.
Основной этап – непосредственно обучение игре в футбол. Футбольные элементы могут быть включены в программный обучающий материал по физическому воспитанию на протяжении учебного года.
Заключительный этап представляет собой совершенствование технических, элементарных тактических навыков игры в футбол, т. е. футбольный матч. В конце учебного цикла проводится футбольный турнир между подгруппами.
В конце учебного цикла занятий проводится детский футбольный турнир.
Организация исследования. Было сформировано три подгруппы детей по 15 человек. Занятия проводятся во второй половине дня три раза в неделю. Длительность занятий составляет 25-30 минут.
Следует отметить, что за период проведения занятий результатом стал положительный сдвиг в развитии физических способностей детей.
Выводы. В заключении можно сказать, что спортивные игры укрепляют крупные мышцы, развивают психофизические качества. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, воспитывается сдержанность, ответственность.
Дети, выходя на улицу, самостоятельно могут организовать игру, каждый ребенок знает свою позицию в игре.
Этот метод активно приобретается с учетом правильно подобранных, методически организованных физических упражнений. Одним из удачных упражнений и игры с мячом – элементы футбола, баскетбола и волейбола. Таким образом занятия в спортивном кружке по «Мини-футболу» являются эффективной формой повышения двигательной активности воспитанников ДОУ.
В нашем детском саду было проведено спортивное развлечение "Путешествие в Спортландию"