Любовь Задорожняя
Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей в группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство – каждодневное открытие мира и,
поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,
познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В. А. Сухомлинский
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.
Публикация «Отчет о проделанной работе по патриотическому воспитанию детей в группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно – патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Базой патриотического воспитания является формирования нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Таким образом, в педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
В своей работе с дошкольниками особое внимание уделяем нравственно-патриотическому воспитанию, так как дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня социализации детей в дошкольном возрасте. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Патриотизм – важнейшее нравственное качество, нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству; гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства у него проявляются в чувстве восхищения. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Поэтому, воспитание детей осуществляется ежесекундно, в непосредственно образовательной деятельности, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДАННОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЕТСЯ:
Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию данная работа включает целый КОМПЛЕКС ЗАДАЧ:
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
расширение представлений о городах России;
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.
СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
Семья - Детский сад - Родная улица, район - Родной город - Страна, ее символика, столица - Права и обязанности
ФОРМЫ РАБОТЫ по основным направлениям дошкольного образования: познавательно речевое, художественно – эстетическое, физическое, социально – личностное.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Создание предметно – развивающей среды патриотической направленности :
- в группе оформлен уголок патриотического воспитания, мини музей «Родной край.
- подобраны дидактические игры: «Наша родина – Россия», «Нашей родиной гордимся», «Космос», «Составь флаг», «Составь герб» и др. ;
- собраны дидактические папки: «История России. Москва», «История России. Санкт-Петербург», «История России. Калининград», «Государственная символика России», «Все о космосе»; изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др. ;
- подобрана методическая, художественная литература, через которую дети совершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения в зависимости от возрастной группы.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ и РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Составление рассказов на тему:
«Хорошо у нас в саду…», «Моя семья: папа, мама, бабушка, дедушка и я», «Каким я хочу быть», «Где бы я хотел побывать», «Город, в котором я живу», «Я хочу, чтоб мой город стал…», «Будем в армии служить», «Откуда хлеб пришел» и др.
Тематические беседы: «Красная книга»; «Удивительный космос»; «Береги планету эту, ведь другой такой же нету» и др.
Работа с глобусом, картой России.
Рассматривание альбомов, картинок: «Моя семья», «Мой город», «Как наши предки мир открывали», «Родная природа», «Достопримечательности Москвы» и др.
Чтение художественной литературы: А. Барто «Вовка - добрая душа», «Любочка», В. Драгунский «Денискины рассказы», Я. Аким «Моя родня», А. Барто «Перед сном», С. Махотин «Воскресенье», Р. Рождественский «Моя бабушка», Г. Ладонщиков «Про себя и про ребят», С. Махотин «Старшая группа», «Наши полотенца» и др., С. Баруздин «Кто построил этот дом». С. Маршак «Наша армия», Л. Куцакова «Москва златоглавая», Я. Аким «Земля» и др.
Инсценировка русских народных сказок.
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Участие в муниципальных конкурсах посвященных Дню защитника Отечества, Дню матери, Международному женскому дню, Дню Победы.
Выставки совместных работ детей и родителей : «Дары осени», «Рождественская открытка», «Профессии настоящих мужчин»
Участие в благотворительной выставке – ярмарке «Свет Рождественской звезды»
Изготовление поделок к праздникам «День защитников Отечества», «Международный женский день»
Проведение календарных и народных праздников: «День матери», «Новый год», «Масленица», «День семьи, любви и верности»
Прослушивание песен о Родине, дружбе, семье, природе, защитниках Отечества, мамах и др.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Спортивные развлечения в честь Дня защитника Отечества, «Веселые старты»
Разучивание и применение народных подвижных и малоподвижных игр.
СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Сюжетно ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Строители», «Моряки» и др.
Режиссерские игры: «Семья», «Защитники Родины», «В гостях у зверей»
Участие в акции «Покормим птиц зимой», «Зеленый мир»
Мальчики и девочки группы поздравляют друг друга с праздниками («День защитников Отечества», «8 Марта»)
Участие в совместном общественно- полезном труде.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Участие в оформлении патриотического уголка.
Участие в мероприятиях, спортивных развлечениях.
Консультации и рекомендации для родителей: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей российской армии», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников», «Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников». Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем», «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»
Участие в проектной деятельности нравственно-патриотической направленности «День матери», «День защитника Отечества»