Марина Викторовна Колесникова
Отчет о работе по патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Патриотическое воспитание является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром.
Публикация «Отчет о работе по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма – важная часть духовно-нравственного развития человека.
Планируя работу по патриотическому воспитанию, мы поставили перед собой следующие задачи:
1) Прививать любовь к Родине, родному селу, детскому саду, семье, родным людям.
2) Знакомить детей с народными традициями, обычаями.
3) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
4) Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
5) Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
6) Воспитывать уважение к труду.
7) Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Систему и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детейможно представить следующими блоками:
«Вместе дружная семья»;
«Родное село»;
«Родная страна».
Каждый блок включает в себя разнообразные виды деятельности:
• специально организованныезанятия;
• беседы;
• сюжетно-ролевые игры.
Работу по патриотическому воспитанию мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. Как на занятиях, так и в повседневной жизни, систематически формируем у детей этические представления и гуманные чувства; на основе бесед о конкретных поступках детей воспитываем представления о доброте и честности. Используя беседу «Что такое хорошо и что такое плохо», воспитываем доброжелательность, желание подражать добрым делам, умение замечать хорошие поступки – всё это формирует личное отношение ребёнка к соблюдению моральных норм, чувство долга.
Дети младшего дошкольного возраста уже начинают понимать, что может сделать каждый человек, чтобы этот мир стал лучше, краше. В процессе различной деятельности они познают, как нужно беречь наш мир. В игровой форме дети приобретают знания, умения и навыки того, как должен себя вести человек, чтобы ему хорошо жилось в этом мире с другими людьми.
Так же еще одной главной задачей воспитания у детей патриотических чувств - это воспитание любви к родному селу. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое село, но их необходимо с этим понятием знакомить. Мы рассказываем детям, что в селе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома свой номер, поэтому люди легко находят свои дома. Учим детей рассказывать о своей улице, доме, в котором они живут.
В течение года мы рассматриваем вместе с детьми фотографии с видами родного поселка. Перед праздниками обращаем их внимание на красиво украшенный поселок.
Понятие «страна» для детей младшей группы так же трудно, как и понятие «поселок». Поэтому к жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников, каких-либо общественных событий. Работа по данной теме тесно связана со знакомством с родным селом. Мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы родного поселка, украшаем группу к праздникам. После праздников, беседуя с детьми, спрашиваем, где они были на празднике, что видели. Такие беседы, разговоры вызывают в детях чувство сопричастности к большим событиям родной страны.
Рассматривая иллюстрации с изображением природы родного поселка в разные времена года, учим детей видеть красоту различных пейзажей.
Знакомим детейс культурой своего народа: рассказываем русские народные сказки, читаем и разучиваем народные потешки, рассматриваем предметы народно-прикладного искусства, постоянно подчеркивая, что все это придумал, сделал русский народ.
В результате проведённой работы дети научились различать понятия «село» и «город», знают, что мы живём в России, что Москва-это главный город нашей страны.
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Мы беседуем с детьми о мамах, обращаем их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем детям сюжетно- ролевые игры «Семья». Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье: мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. И, таким образом, постепенно мы подводим детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
В рамках реализации патриотического воспитания в группе составлендолгосрочный проект «Этот день Победы!», в котором с удовольствием приняли участие не только дети, но и родители.
Цель проекта: Знакомство детей с военной тематикой в игровой форме. Своевременный вклад в духовное, нравственное развитие ребенка.
В преддверии празднования Дня Победы в целях патриотического воспитания дошкольников, любви к своей Родине, в группе оформлена развивающая среда: подготовлен стенд «9 Мая»с сюжетными фотографиями военных лет, макетом вечного огня, символикой праздника. Сделали макет «Блокада Ленинграда».
В уголке для родителей выставлен информационный материал и рекомендации по знакомству детей с Праздником Победы.
Дети совместно с родителями нарисовали рисунки на тему «Спасибо Вам за Победу!». Выполнили коллективную аппликацию «Спасибо деду за победу!». Провели выставку макетов «Военной техники». Родители Вероники Алексеевой и Аделины Ахметовой участвовали в муниципальном конкурсе «Великая победа, наследники и наследие», где Алексеева Вероника заняла 1 место.
Составили план мероприятий по подготовке и проведению празднования 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, по которому планируем еженедельную работу с детьми.
Патриотическое воспитание невозможно без тесного взаимодействия детского сада с семьёй. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько активное участие семьи в разработке форм и методов патриотического воспитания. Мы используем в работе следующий принцип : семья и родители - союзники детского сада. Наши родители активно участвуют в создании предметно-развивающей среды, принимают активное участие в различных конкурсах вместе с детьми. Для включения семьи в совместную работу мы используем разнообразные формы: составили план работы с родителями, проводим родительские собрания, беседы, индивидуальные беседы, вывешиваем информацию в родительский уголок, подготовили консультации для родителей: «Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста», «С чего начинается Родина?», «Как воспитать маленького патриота?», «Воспитание у детей интереса и любви к родной природе», «Что рассказать ребенку дошкольного возраста о ВОВ», «Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей».
Основное направление нашей работы по патриотическому воспитанию - это движение от воспитания в детях любви к близким людям, природе, родному селу к достижению наивысшей цели - воспитанию чувства гордости и любви за свою Родину.
Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.
Ведь воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от нас большой личной убежденности и вдохновения.