Приложение МААМ

Патриотическое воспитание дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей

Елена Чуднова
Патриотическое воспитание дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей
▼ Скачать + Заказать документы

БДОУ «Детский сад №148 комбинированного вида"

Отчет из опыта работы по теме

«Патриотическое воспитание и формирование исторических сознаний у дошкольников через активное взаимодействие родителей и педагогов» (опыт работы)

Материал подготовила:

воспитатель Чуднова Е. И.

Омск -2021год

Публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей» размещена в разделах

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Д. С. Лихачев

Патриотическое воспитание и формирование исторических сознаний у ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее. Поэтому, эффективность нравственного воспитания дошкольников во многом зависит от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно - образовательного процесса.

Поэтому главной задачей в нравственном воспитании через исторические события стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал А. С, Макаренко: «Семьи бывают, хороши и семьи бывают плохи. Поручится за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

В связи с этим, свою работу по нравственно- патриотическому воспитанию детей, через исторические события Родины, а частности нашего края мы решили строить в тесном контакте с родителями. Перед собой поставили цель: привлечь родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Поэтому весь процесс работы с семьями построен через индивидуальный подход, понимание и уважение – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Прежде чем начать работу с родителями по нравственному воспитанию детей, провели мониторинг с детьми, где были выявлены небольшие проблемы по разделу социально-коммуникативное развитие.

Провели анкетирование с родителями по данной теме. К сожалению анализ показал, что семьи воспитанников являются слабым звеном в формировании правильных нравственных представлений. Многие родители даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения.

Нами был составлен план совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников в рамках темы по самообразованию «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей подготовительного дошкольного возраста, через исторические события». Мероприятия составлены согласно годовым задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

В своей деятельности используем различные формы работы с родителями :

Родительские собрания

На первой встрече родителей познакомили с предстоящей годовой проектной деятельностью «Юные волонтеры» по патриотическому воспитанию и «Друзья природы» по экологическому воспитанию. Предложили семьям стать активными участниками проектной деятельности и в жизни детского сада в целом. Родители с радостью откликнулись на предложение, началась совместная деятельность.

Родительский уголок

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста, через исторические события, нами был подготовлен материал в родительский уголок. Это консультации: «Растим дошкольников патриотами своей Родины», «Нравственное воспитание дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы, памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама», картотека «Познавательно-этические беседы по теме «Историческое прошлое малой Родины» и т. д.

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и увлекательным процессом. Мы сделали подборки ко всем праздникам в частности по всем историческим праздникам (День Знаний, День дошкольного работника, День народного единства, День Матери, Новый год и Рождество; в перспективе: 23 февраля, 8 марта, Масленица, День космонавтики, Пасха, День весны и труда, День Победы, День защиты детей).

Привлечение к созданию предметно-развивающей среды

Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Предметно-развивающая среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Оформляя осень изготовили много красивых осенних листьев, зимушку хрустальную украшали объемными и вырезанными снежинками, снегирями и синичками.

В группе оформили и наполнили богатым содержанием «Уголок юного волонтера». Родители проявили свое творчество и фантазию где, проявили активность в сборе предметов народно –прикладного искусства.

Проектная деятельность

Использую в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению.

Разработан и реализуется проект по экологическому воспитанию «Друзья природы», в рамках которого прошли акции, «Синичкин день», ««Дерево в обиду не дадим, от северных морозов защитим» и т. д. А так же проект «Русская изба»

Поисковая деятельность (подбор различного материала, атрибутики, фото и т. д.)

Для издания буклетов и лепбуков по тематическим неделям будет создан семейный фотоархив (в планах). По темам: «Мой край, моя малая Родина», «Мальчики и девочки. Наши добрые дела», буклет «Зачем нужны семейные традиции?», «Профессии разные нужны, профессии разные важны».

Так например, рассматривая буклеты с семейными традициями, с профессиями мам и пап, бабушек и дедушек, со значимостью добросовестного отношения к своему делу. Ребята будут испытывают большую гордость за свою семью.

Совместные мероприятия (семейные клубы, праздники)

Родители привлекаются к организации семейных клубов, творческих мастерских, праздничных мероприятий (пока, что онлайн). Родители оказывают помощь в поиске и подготовке костюмов, разучивании репертуара. Праздник в детском саду это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Родители самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь.

Родители, преодолев смущение, стали помощниками для своих детей и для нас педагогов, тем самым, в непринуждённой обстановке повысили свою компетентность в нравственно-патриотическом воспитании и доставили своим детям минуты радости и удовольствия.

Волонтерская деятельность, наш проект.

Новшеством в этом году стало внедрение волонтерской деятельности. Любовь, доброта, помощь, поддержка, сострадание, уважение, милосердие, почитание, щедрость - вот главные слова для отряда «Лучики добра» в подготовительной группе. Мамы и папы с большим удовольствием нас поддержали и подключились к этому благородному делу.

Работа по благоустройству участка

В добрую традицию нашего детского сада вошли субботники по благоустройству участков. Охотно, творчески подошли наши мамы и папы, братья и сестры к оформлению зимней горки, посадки цветов. Глядя на их работу у детей горели глаза и они с большим удовольствием помогали им. Все мы, взрослые и дети получили большое удовольствие от проделанной работы, и каждый день приходя в детский сад любуемся своим участком, особенно осенью.

Организация выставок и поделок (подготовка детей к мероприятиям, конкурсам)

Традиционно в нашем детском саду проходят выставки по каждому из времен года. Осенью «Щедрая осень, зимой «Зимушка хрустальная», весной «Мы проснулись от зимней спячки. Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отправляются на различные конкурсы всероссийского, окружного, районного масштаба. После проделанной работы на нашей доске объявлений появляется благодарность.

Почти каждая из отправленных работ отмечена дипломами и грамотами призеров и победителей. Все это вызывает у наших ребят и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутых результатов.

Также наша группа каждый год решила пополнять в саду «Книгу памяти» И, конечно в этом помогают наши родители семья Ковалевых Алики и Чарченко Ильи. Это и оформление книги и печатание. Наши дети с гордостью рассказывают о книге. Ведь эта же история нашей страны.

Проанализировав свою работу по взаимодействию с семьями,мы пришли к выводу, что воспитание и развитие ребенка не возможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными, и тогда все получится. Не останавливаясь на достигнутом, буду продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

Итоговым результатом, проводимых проектов, является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности. Дети усвоили новые знания об истории родного Отечества. Научились проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывали с родителями посильную помощь. Улучшилась работа по взаимодействию с родителями.

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т. к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Хочется верить, что проводимая работа по патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

«Родители у нас народ прекрасный,

Смысл воспитания для них предельно ясен.

Ведь только творчество и труд,

Нам личность в будущем дадут!»

Публикации по теме:

Интерактивная игра для педагогов к МО «Патриотическое воспитание дошкольников путем приобщения к истории государства» Цель: Активизировать знания педагогов по ознакомлению детей с социальным миром (образовательная область «Познавательное развитие»). Воспитывать.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки»Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание детей ДОУ с помощью музыки» Патриот - это тот человек, который любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Патриотическое воспитание дошкольниковПатриотическое воспитание дошкольников 9 мая - Праздник победы советского народа в Великой отечественной войне 1941-1945 годов. Этот день мы отмечаем как великий праздник - день.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание дошкольников. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Видеоконсультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Видеоконсультация для родителей «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников»Цель: Формирование патриотических чувств, через воспитание.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей
Опубликовано: 8 февраля 2021 в 17:03
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание дошкольников через активное взаимодействие педагогов и родителей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чуднова (УИ 392925) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД