Острейко Екатерина
Опыт работы «Ознакомление младших дошкольников с природой родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление младших дошкольников с природой родного края
«Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка,
не помявши на воле зеленой травы!
Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью,
к которой способна душа человеческая».
К. Д. Ушинский.
Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу. Он сосредоточенно рассматривает игрушки, изображающие петушка, рыбку, цветок, забавного лягушонка. На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу.
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
В связи с этим перед нами стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.
Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для развития. Из-за пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма.
Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса.
В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда.
Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность.
Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления.
При ознакомлении детей с природой я основное внимание уделила ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила цели этой работы :
- воспитывать эмоционально - положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края;
- воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;
- учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- знакомить с лекарственными растениями;
- знакомить с «Красной книгой» (растения и животные).
При ознакомлении воспитанников с природой родного края я использовала следующие виды работ :
1. Показ детям фотографий с полевыми цветами. Беседа по картинам.
2. Чтение стихотворений русских и белорусских поэтов о природе.
3. Прогулка: рассматривание природных объектов на участке детского сада. Обязательно, даём возможность детям посмотреть; потрогать, если это возможно; понюхать цветы.
4. Показ детям слайдов о природе родного края : поля с различными злаками.
Активизация словаря: знакомство с новыми словами (поле, зерно, злаки, пшеница, рожь).
5. Рассказ воспитателя о злаке пшеница. Показ детям колоска пшеницы.
6. Рассказ воспитателя о злаке рожь. Показ детям колоска ржи.
Дети трогают принесённые колоски, сравнивают их, описывают, находят сходства и различия.
8. Продуктивная деятельность: лепка из солёного теста крендельков и баранок, разукрашивание высушенных изделий. Дети дарят готовые изделия родителям.
9. Прогулка: рассматривание берёзы и клёна. Хороводная игра «Во поле берёза стояла».
10. продуктивная деятельность: аппликация «Берёзовый ствол» - на листе картона заранее наклеен белый ствол берёзы, дети наклеивают чёрные полосочки.
11. Знакомство детей с правилами поведения в природе.
12. Игра на развитие координации движений «Ёлка».
13. Игра на развитие дыхания «Чей листок раньше улетит».
14. Труд в природе : сбор природного материала для поделок.
15. Совместная работа с родителями : рисование на тему «Берегите природу».
16. Экспериментальная деятельность: сравнение колоска пшеницы и ржи: цвет, зёрнышки, волоски, размер, запах.
17. Работа с родителями : оформление фотовыставки «Природа родного края»
В процессе работы я продумала формы и методы знакомства детей с родным краем. Они разнообразны: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов, практические (игра, труд, опыты, словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы). Я решила, что буду использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года, в парк, к реке, на стадион. Я стараюсь, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку, и он узнал что-то новое. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.
Прогулки и экскурсии дают детям яркие впечатления, помогают правильно познавать и называть предметы и явления внешнего мира, активизировать речь детей.
Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы, а также использую картины для развития речи детей. Я считаю, что важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить.
В своей работе я использую произведения таких авторов как В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, Н. Павловой, Е. Чарушина, Э. Шима, Г. Скребицкого и др. Эти произведения дают точные сведения об окружающей природе и написаны доступным, увлекательным языком.
Интересны сказки В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты». Из произведений В. Бианки «Лесная газета», «Наши птицы», «Рыбий дом», «Синичкин календарь» дети узнают о сезонных изменениях в природе. Чтобы дать почувствовать ребенку красоту природы, я использую стихотворения о природе.
Каждое занятие, беседу, наблюдение, прогулку я сопровождаю чтением стихотворений о природе русских и советских поэтов: Н. Некрасова, И. Сурикова, А. Плещеева, С. Есенина, А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Маршака, С. Александрова, В. Серовой.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из прослушанного.
Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.
Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть. Регулярно оформляю уголок для родителей, где помещаю советы родителям.
В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлениях:
- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края, в том числе и с редкими;
- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;
- пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.
В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями. Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь.