Регина Хубулова
Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Отч т по теме самообразования: «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека ещ в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка. Очень значимо и воспитательное, и познавательное значение художественной литературы. Значение художественной литературы в развитии эстетического вкуса тоже переоценить сложно. Чем больше реб нок узна т новое из книг об окружающем мире, тем сильнее происходит воздействие на его личность, развивается умение точно и тонко прочувствовать ритм, склад и образность своей родной речи. Происходит обогащение лексического состава речи реб нка. Через чтение художественной литературы реб нку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине. Для готовности современного реб нка к жизни требуется систематическое прививание детям любви к художественному слову. Нужно развивать в детях уважение к книге, стремиться воспитать и развить в них грамотного и чуткого читателя. Человек, который не читает, останавливается в сво м развитии, переста т совершенствовать сво внимание, память, воображение, интеллект и образное мышление. Он не пользуется опытом своих предшественников и не усваивает его. Не читающий человек не учится сопоставлять, анализировать, думать и делать выводы. Самая главная, на мой взгляд, ценность чтения художественной литературы заключается в том, что с е помощью любой взрослый имеет возможность легко и беспрепятственно установить прочный эмоциональный контакт с реб нком. Именно это не понимает большая часть родителей и не практикует семейное чтение, а предпочитает потратить сво время и время своего реб нка на просмотр телепередач и компьютерные игры.
Публикация «Художественная литература как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтобы современный ребенок был подготовлен к жизни, необходимо прививать в детях любовь художественному слову, уважение к книге, воспитывать грамотного читателя. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.
Так, наблюдение за детьми своей группы в свободной деятельности показало, что дети проявляют низкий интерес к художественной литературе (только 3-4 человека занимают свое свободное время рассматриванием книг в книжном уголке, у детей отсутствует устойчивый интерес слушания художественных произведений, дети затрудняются объяснить причины поступков героев, имеют слабое представление, зачем нужны книги и откуда они берутся. Многие дети не различают жанры художественных произведений (народные, авторские сказки, рассказы, стихи, затрудняются назвать знакомые им сказки, рассказы, их авторов, читать наизусть стихи.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного, и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.
Новизна опыта состоит в создании системы работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы и поиске новых методов и приемов в организации образовательной работы.
Цель моей работы: «Обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе; повысить свое профессиональное мастерство».
Задачи:
- проанализировать методическую литературу по данной теме;
- повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
- развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- составить картотеку игр-драматизаций с использованием художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей;
- разработать серию наблюдений в природе для детей дошкольного возраста с использованием художественных текстов, которые способствуют воспитанию положительного эстетического отношения к произведению, умению чувствовать образный язык стихов, развитию художественного вкуса;
- создать условия для развития через пополнения предметно- развивающей среды (театральный уголок, уголок книги);
-совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях;
-обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
Условия реализации: Учитывая наглядно-действенный характер мышления дошкольников, основной материал дается с помощью наглядных и практических методов:
-использование театрализованных и словесных игр, игровых упражнений; ---беседы уточняющего, познавательного характера, наглядное моделирование, просмотр видеоматериалов;
-создание художественно-речевой среды для приобщения детей к художественной литературе : книжный уголок, наличие места для чтения и литературного творчества, разнообразная литература (сказки, рассказы, басни, поэзия, познавательные и развивающие книги);
-перспективный план;
-картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений о книге;
-рекомендации, памятки, консультации, анкеты для педагогов и родителей;
-вопросник для оценки уровня развития детей по образовательной области «Чтение художественной литературы»;
-картотека игр и упражнений по приобщению детей к художественной литературе;
-изучение методической литературы по теме.
В систему работы по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» я включила такие формы и методы работы, которые использую в практике:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
5. Игры-драматизации (игры-имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов).
6. Моделирование — предметно-схематическое изображение в рисунках основного содержания литературного текста.
7. Театрализованные игры: игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театров.
Для педагогов ГПД мною было проведено: презентация по теме «Художественная литература как эффективное средство всестороннего развития личности дошкольника», консультация на тему «Приобщение детей к художественной литературе». Было отмечено, что круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на пополнение их литературного багажа, обогащение литературного опыта.
В сентябре 2021 года я знакомила детей со всеми пятью сказками А. С. Пушкина. Детям были прочитаны «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его балде», «»Сказка о царе Солтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Солтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказка о золотом петушке».
В декабре мною была составлена картотека дидактических игр по сказкам, в которую я включила игры по сказкам К. И. Чуковского, Г. Х. Андерсена, по сказкам народов мира, эти игры я использую на занятиях по художественной литературы.
В феврале я провела занятие с детьми нашей группы «В гостях у сказочной страны», в ходе которого дети отгадывали сказочные загадки, возвращали героев в свою сказку и т. д. Также, дети совместно с родителями участвовали в конкурсе рисунков на тему: «Мой любимый сказочный герой».
Воспитанники и их родители активно привлекались к участию в художественно-творческой деятельности через участие в выставках, конкурсах детского изобразительного творчества.
Родители заинтересованы воспитанием у детей интереса к книге и потребности в чтении. Они пополняют книжный уголок новой художественной и познавательной литературой.
Длительность работы над темой небольшая, но определенные результаты достигнуты:
• У детей повышается интерес к чтению художественной литературы;
• Формируется представление о создании книг, их значимости;
• Увеличивается доля детей, проявивших интерес к чтению и рассматриванию книг в свободной самостоятельной деятельности;
• Повышается уровень познавательной активности детей;
• Обогащается и совершенствуется словарный запас детей дошкольного возраста.
Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Ознакомление с художественной литературой включает целостный анализ произведения, а также выполнение творческих заданий, что оказывает благоприятное влияние на развитие поэтического слуха, чувства языка и словесного творчества детей. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.