Галина Парникова
Отчёт по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему выбрана именно эта тема?
Считаю, что существует обострение нравственных проблем в условиях кризисных явлений во всех сферах жизни нашего общества.
Прежде, чем начать работу по теме, мною были изучены следующие программы и пособия:
- «Мой родной дом», «Маленькие россияне» (авт. Н. А. Арапова-Пискарёва)
- «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной» (авт. Е. К. Ривина)
Публикация «Отчёт по самообразованию „Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет» (авт. Г. Н. Жучкова)
- «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью» (авт. Н. В. Алёшина)
- «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) и др.
Также был изучен передовой педагогический опыт по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников детских садов г. Москва (журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Справочник старшего воспитателя».
Для определения системы работы по теме я наметила
ЦЕЛИ:
1. Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
2. Создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников.
4. Повышение уровня самообразования.
Работу в этом направлении решила вести посредством проектной деятельности. Проект назвала «С чего начинается Родина?» (долгосрочный (младшая – подготовительная группы, многопроектный, исследовательско-творческий).
Всю работу разбила по блокам.
I. «Я и моё ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад).
II. «Мой дом, моя улица».
III.«Мой родной посёлок».
IV. «Наша Родина – Россия».
V. «Защитники Отечества»
VI. «История России».
VII.«Культура русского народа».
VIII.«Великие соотечественники».
Во II младшей группе я вела работу по нравственно – патриотическому воспитанию по первым трём блокам.
Цель.
Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, родному посёлку.
Задачи.
1. Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду, родному посёлку, природе родного края.
2. Способствовать созданию эмоционально – благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым.
3. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
4. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» семьи и детского сада.
5. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
6. Соблюдать права ребёнка на игру, на досуг, на свою территорию, а также уважать право на собственность.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Эти задачи решались через реализацию следующих мероприятий:
1. - Семейные мини-проекты «Я и моё имя» (презентация проектов прошла в форме совместного досуга родителей и детей, посвящённого Дню матери, выставки «Здравствуйте, это я!»)
- Мини-проекты ко Дню рождения ребёнка «Я родился!»
- Выставка семейных проектов «Один день моего счастливого детства».
2. Выпуски фотогазет
«Ах, эти летние деньки!»
«Мой папа – защитник Отечества!»
3. Тематические игровые занятия:
«Папа, мама, я – семья!»
«Кто в домике живёт?»
«Варвара – краса, длинная коса»
«Хорошо у нас в саду»
«Наш зайчонок заболел»
«Приключения в комнате»
«Вот так мама, золотая прямо!»
«Как мы с Фунтиком возили песок»
«Удивительное путешествие»
4. Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Детский сад», «Семья», «День рождения».
5. Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Угадай, чей голосок», «Подари улыбку», «Передай настроение».
6. Рассматривание фотографий в альбомах. Темы для общения : «Давай знакомиться», «Мы разные», «Девочки и мальчики», «Мои папа и мама», «Мой родной дом», «Мои дедушка и бабушка», «У меня сестрёнка есть, у меня братишка есть», «Моя семья», «Я не плакса, не капризка», «Зачем нужна улыбка».
7. Чтение художественных произведений: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «О мальчиках и девочках», Е. Благинина «Вот так мама» и др.
8. Ознакомление с устным народным творчеством :
- чтение русских народных сказок (драматизация, различные виды театров);
- заучивание потешек, пестушек, песенок, приговорок, закличек;
- загадки, пословицы, поговорки;
- народные игры.
9. Беседы:
«Я и моё тело» («Мои глазки», «Мои ушки», Мой носик»)
«Опасно – неопасно»
«Полезная и вредная еда»
«Где я живу»
«Как зовут моих родственников»
«Что такое хорошо, и что такое плохо»
«Как я помогаю дома»
«Правила чистюли»
10. Экскурсии по детскому саду:
«По следам Каркуши»
«Мой любимый детский сад»
«Детский сад – большой дом, ребятишек много в нём»
11. Праздники и развлечения, концерты, детские дискотеки, способствующие сплочению детского коллектива.
12. Взаимодействие с родителями.
- Создание семейных проектов
- Родительское собрание «Крепка семья – сильна Россия!»
- Творческие работы
- Консультации по темам:
«Права и достоинства маленького ребёнка»
«Воспитание детей средствами родного языка и народного творчества» - «О стилях семейного воспитания»
«О типичных нарушениях в воспитании детей»
«Жестокое обращение с детьми – что это такое?»
- Анкетирование родителей
«Знаете ли Вы своего ребёнка»
«Ребёнок в семье»
«Путь к здоровью ребёнка лежит через семью»
- Трудовой десант (оформление цветочной клумбы, помощь в ремонте и оформлении группы, изготовление атрибутов, игр, ремонт игрушек, подготовка и проведение праздников).
13. Размещение в родительском уголке наглядно-информационного материала, дающего возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, задания («Мы растём с каждым днём», «Будьте здоровы!», папки-передвижки, папки-раскладушки).
14. Изготовление с детьми праздничных газет, поделок, открыток для родителей, семьи.
Посредством реализации вышеперечисленных мероприятий считаю, что поставленные в начале учебного года задачи выполнены:
Заложен фундамент
- по воспитанию у ребёнка любви привязанности к семье, близким людям, детскому саду, дому;
- по созданию эмоционально – благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым;
- для проявления сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, а также ко всему живому в природе;
- по созданию предметно – развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Мною была разработана педагогическая диагностика по социально-нравственному воспитанию детей младшего возраста.
(Результаты диагностики прилагаются с диагностической картой).