Комарова Альбина
Осваиваем грамоту.
▼ Скачать + Заказать документы
Комарова Альбина Ивановна, высшая категория, МАДОУ д/с № 7 г. Ишим, Тюменская область.
2017г.
Одной из главных задач подготовки ребенка к школе является развитие его речи, обучение родному языку.
Исследование лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый – шестой годы жизни ребенка являются периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи.
Дети этого возраста очень любознательны, проявляют особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической сторонам речи.
Публикация «Осваиваем грамоту,» размещена в разделах
Д. Б. Эльконин писал «От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка».
Работу с детьми начинаю с развития фонематического слуха и подготовке к овладению звуковым анализом слова (установлению способа выделения звука в словах).
Фонематический слух – способность четко отличать одни звуки от других, благодаря чему понимаются и узнаются отдельные слова.
Хорошо развитый фонематический слух станет в последующем основой грамотного письма.
В понятие «фонематический слух» входит также умение различать твердые и мягкие согласные, умение делить слова на слоги, умение различать слова, отличающиеся только одним звуком, умение определять место заданного звука в слове.
Вначале с детьми учимся интонационно выделять звук в словах. Интонационное выделение звука в слове - это особенное произнесение слова, когда нужный звук произносится более протяжно или более громко, четко, чем остальные (выделение звука происходит в процессе слитного произнесения всего слова (ммак, рамма, домм). Слежу, чтобы дети называли звук в соответствии с тем, как он звучит в слове. Это очень важно для последующего овладения дифференциацией звуков на гласные твердые и мягкие согласные. Так в слове КОТ первый звук (к, а в слове КИТ – (кь).
Детям читается короткое стихотворение, убедившись, что они запомнили текст, предлагается послушать измененное чтение этого стихотворения.
Изменение заключается в том, что читается стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. Например: «Лежжжебока рыжжжий кот отлежжжал себе жжживот.» и т. д. Таким образом, впервые переключаем внимание детей со смысловой стороны слова на его формальную, звуковую сторону. Интонируя звук, ребенок упражняется в его правильной артикуляции и произношении.
Очень важно, чтобы дети усваивали именно обобщенный способ выделения звука в слове, а не тренировались каждый раз в выделении определенного звука в слове. На это должны быть направлены и подбор стихотворений (два раза подряд не надо разучивать стихи для выделения одного и того же звука).
Далее учимся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. На этом этапе не даю термины твердый и мягкий согласный звук, они у нас старший и младший братцы. Знакомство с твердыми и мягкими согласными происходит в процессе занятий – игр, в ходе которых попеременно произносятся парные твердые и мягкие звуки. Например, все становятся в круг. Круг - это мяч. Его попеременно надуваем, то большим насосом с-с- с, то маленьким сь- сь.
Упражняемся с детьми подбирать слова на заданный звук, определять первый звук в слове.
Одновременно с умением выделять звук ввожу ряд дополнительных заданий, способствующих воспитанию умственной активности детей. Детям предлагается самим назвать слова, в которых есть тот же звук, который они выделяли в стихотворении. Вначале специально подбираются игрушки, предметы, в названии которых есть нужный звук. Для того чтобы дети не пошли по пути механического перечисления всех предметов, лежащих на столе, среди них должно быть несколько игрушек, в названии которых нет нужного звука. Затем дети называют слова без опоры на специально подобранные предметы.
Итак, в этот период дети овладевают следующими умениями:
- слышать в стихотворении часто повторяющийся звук.
- умеют произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук.
- определяют первый звук в слове.
- называют слова с заданным звуком.
Детей старшего дошкольного возраста знакомлю с основными свойствами звукового строения слова, со слоговой структурой слова, со словесным ударением.
Основной задачей в этом возрасте является - формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка. Обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различительной роли звука, основных качественных характеристик звука.
Для звукового анализа слов использую специальный наглядный дидактический материал. Это картинки – схемы (изображение предмета и последовательный ряд клеточек, соответствующий количеству звуков данного слова; фишки, обозначающие звуки). В каждом домике (клеточке) живет свой звук. Сначала разбираем трех звуковые слова, затем четырех – пяти звуковые.
Вначале любой выделяемый звук обозначается фишками одного цвета – серыми. После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомим с гласными и согласными звуками. Все это происходит в игровой форме. Узнают дети секрет, что гласные звуки особенные «волшебные», их можно громко крикнуть, спеть; по ним мы можем определить, сколько слогов в слове. Обозначать их будем красной фишкой.
После того как дети овладеют навыками звукового анализа простейших слов (мак, дом, дым, лес, кит, знакомим с согласными звуками.
Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому сразу вводим название твёрдых и мягких согласных звуков, их обозначения: синяя фишка – твердые, зеленая – мягкие согласные звуки. В период знакомства с гласными, твёрдыми и мягкими согласными звуками дети переходят к анализу четырё х звуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. После того как дети научаться различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, знакомлю их с ударением. Учу выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели – черной. Начинать обучение вычленению ударного слога лучше с двухсложных слов с ударением на первом слове (мишка, каша). При выделении ударного слога слово произносим целиком. Вслед за ударным слогом знакомлю детей с ударным гласным звуком и выделению его в слове. Важно, чтобы дети указывали, какой гласный звук следует произнести в слове более длительно.
Так постепенно дети приобретают ориентировку в звуковой стороне речи. Для успешного усвоения материала использую много игровых и развлекательных моментов, поддерживающих интерес. Играем в словесно - дидактические игры: «Назови слова», «Назови пару», «Угадай звук», «Назови свое слово», «Кто внимательный», «Угадай – ка» и другие.
С детьми шести лет учимся составлять предложение из двух – четырех слов, делить его на слова, называть их по порядку, зарисовывать схему предложения.
В результате систематической работы дети овладевают следующими умениями:
- интонационно выделять звук в слове.
- определять на слух твердые и мягкие согласные звуки, слышать гласные.
- устанавливать последовательность звуков в слове, выделяя их по порядку.
- делить слова на слоги, определять на слух словесное ударение.
- придумывать слова на заданный звук по предложенным моделям.
- составлять предложение по заданному количеству слов и зарисовывать его схему.
Все эти умения очень важны для последующего обучения в школе.