Марина Марченко
Осуществление коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ c ТНР в тесном взаимодействии с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему:
«Осуществление коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ с тяжелыми нарушениями речи в тесном взаимодействии с родителями как участниками образовательных отношений»
Подготовила
учитель-логопед
Марченко М. А.
В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальным.
Публикация «Осуществление коррекционно-педагогической деятельности с детьми ОВЗ c ТНР в тесном взаимодействии с родителями» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В законе РФ "Об образовании" указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом - это взаимодействие с семьёй для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями.
Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность деятельности самого дошкольного учреждения, его материальное обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы.
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями будет представлена полностью, если будет решена одна из наиболее сложных проблем - устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей. Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.
Кроме того, определенная часть педагогов недооценивает важность жизнедеятельности дошкольников в семье, и затрудняется в исполнении этого значимого фактора в коррекционной работе. Отсутствие систематической обратной связи из семьи лишает педагогов возможности быть достаточно информированными о характере речевой деятельности детей в повседневных жизненных ситуациях.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Я строю своё общение с родителями, на основе принципа "Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ", так как считаю, что у нас с ними одна общая задача - воспитание высоконравственной личности.
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями", хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Опыт работы показал, что семья - компетентные родители, которые берут на себя закрепляющие и поддерживающие функции в работе над речью, тем самым создают благоприятные условия для развития своего ребенка.
Всё наше взаимодействие с коллегами, родными, близкими, друзьями основано на общении. Иногда очень важным становится, что и как мы говорим. Убедить в своей правоте, произвести впечатление на понравившегося человека, защитить свои права, завоевать себе должное положение в жизни - всё это можно сделать с помощью красноречия.
К сожалению, в последнее время такое явление как нарушение речи и замедление речевого развития ребенка встречается довольно часто. Это, безусловно, осложняет его коммуникации в социуме и, впоследствии, может сказаться на социальной адаптации и успешности уже взрослого человека. Поэтому очень важно как можно раньше обратить внимание на возможные нарушения у детей в этой области и предотвратить их развитие.
Целью логопедической работы с детьми в детском саду является развитие речи, коррекция ее фонетических и фонематических недостатков, формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.
Правильная речь - это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, еще и родителей, тех, кому подражают крохи, для кого родители - пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.
Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей - это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-воспитательное воздействие со стороны дошкольного учреждения и родителей.
Для обучения и развития этих детей я определяю современный концептуальный подход, стремлюсь к поискам вариативных разработок, используя новые подходы к обучению, тщательно отбираю формы и методы направленные на коррекцию речевых нарушений.
Мой девиз в работе с родителями : Мы готовы работать вместе с вами, но не вместо вас. Успех в воспитании и обучении детей во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Назову основные формы взаимодействия с семьями :
Обследования речи.
Ежегодно в начале учебного года провожу обследование состояние речи каждого ребенка группы по следующим разделам: произносительная стороны (звукопроизношение и речевой cлyx) словарь, грамматический строй речи, связная речь. Обследуется также развитие мелкой моторики рук, с которой, как известно, теснейшим образом связано речевое развитие ребенка.
Индивидуальные беседы.
Обследование речи трудоемкий процесс. От его результатов зависит планирование работы логопеда и родителей по развитию речи детей. Результаты обследования доводятся до сведения каждого родителя. Это происходит только в индивидуальной беседе. Главная цель этого этапа работы - заручиться поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. В беседе отмечаю сильные и слабые стороны речи ребенка, намечает пути оказания помощи в развитии речи и дальнейшего ее совершенствования. Тогда же происходит и «распределение обязанностей» между детским садом и семьей, иными словами определяется, что будут делать педагоги, а что родители. Объем их работы по развитию речи ребенка в каждом конкретном случае, естественно, разный. Это зависит от многих причин: от уровня речевого развития ребенка; от сложности речевых недостатков; от состава семьи; от желания родителей участвовать в мероприятиях по развитию речи своего ребенка и пр. При необходимости к разговору с родителями привлекается психолог, медработник, воспитатели.
Объясняю родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок. В ходе первичного приема, первичной беседы, следует обратить свое внимание на позицию матери по отношению к ребенку и особенностям его развития, на реакцию родителей на детские действия (указания, поддержка, безучастность и др.). Кроме того, следует учитывать состояние родителей (растерянность, жалобы, поиск путей решения проблем).
Это важно, так как в разных случаях от специалиста требуется по-разному построенная беседа:
• это может быть только эмоциональная поддержка, сочувствие (особенно если речь идет о тяжелых нарушениях речи) : «Я знаю, это непросто, это требует больших усилий и времени». А также расположение родителей к себе;
• возможно, родители нуждаются в по лучение точной информации о нарушении. в объяснении причин такого состояния речи ребенка;
• или же для них становится необходимым совместное составление плана дальнейших действий и т. д.
Положительным результатом первичной консультации считается такой, когда родители, прислушавшись к рекомендациям специалистов и почувствовав возможность получения реальной поддержки, возвращаются к ним еще и еще раз за помощью.
Хочется отметить, что в ходе первичной беседы исключаются прямая или косвенная критика действий родителей, сомнения в их педагогической компетентности. При первых же встречах любой намек на неодобрение действий родителей может спровоцировать у них сильные защитные реакции и закрывает путь для откровенного обсуждения всех сторон проблемы их ребенка. По результатам обследования детей cooбщаю родителям характер отклонений в развитии речи ребенка и перспективы их исправления. Очень хорошо, если к общим вопросам добавляются вопросы о том, кто чаще проводит с ребенком время, кто будет с ним заниматься по тетради для домашних заданий, как относятся в семье к дефекту в речи ребенка, как сам ребенок относится к своему дефекту. При этом объясняю, что с учетом ответов на данные вопросы будут подбираться домашние задания.
Родителям на рассмотрение предлагаются варианты, каким образом они могут распределить время занятий и обязанности в воспитании между членами семьи, способствовать развитию речи. Например, бабушка во время купания малыша может поговорить с ним, о том, что ноготки на ощупь твердые, а волосики мягкие. Потом попросит ребенка найти в доме твердые, мягкие предметы.
Папа, забирая ребенка из детского сада, так же может выполнить задание: «По дороге домой попадаются предметы, которые издают звуки.» «Я вижу предмет на звук «С» и т. п.
Мама, готовя ужин, может вспомнить тему «Овощи», выяснить у ребенка, где растут овощи, вспомнить названия различных блюд из овощей (гороховый суп, картофельное пюре).
Старшая сестра попросит разложить в разные коробочки «перепутанные» пуговицы, карандаши и т. п., пересчитать и назвать («пять голубых пуговиц»).
Совместные мероприятия «Праздник для милых мам», «День защитника Отечества», «Новый год у ворот» Такая форма позволяет заинтересовать родителей, активизировать их, сделать их участниками мероприятия. Праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Ведь, не зря гласит пословица "Ребенок растет не от хлеба, а от радости".
Родительские собрания.
Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и в конце учебного года. На них перед родителями ставятся конкретные задачи коррекционно-воспитательной работы, соответствующие этапу обучения ребенка в детском саду.
На первом групповом собрании родителям объясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:
• создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам группы (личные антипатии родителей отражаются на восприятии ребенке ком педагога);
• проведение занятий с ребенком в разных формах вне д/сада;
• демонстрацию заинтересованности родителей в жизни группы (спросить у ребенка, чем и как он занимался; попросить ребят позвать своего сына ил и дочь; поинтересоваться, кто с кем дружит и т. п.).
Очень важно на таких групповых собраниях заранее рассмотреть формы взаимодействия педагогов и семьи. Родители предупреждаются о том, что вопросы, которые они не могут поднять в присутствии всех родителей, можно решить индивидуально.
Когда родители увидят, что многие дети имеют одинаковые проблемы в воспитании, обучении, развитии, то могут прийти вместе на консультации, семинары, заранее обговорив тему.
Если впоследствии родители не предлагают тему для беседы, то им предлагаю собственную, ориентируясь на часто встречающиеся проблемы в воспитании детей с ОНР (ФФН, дизартрией и т. п.). Обычно родителей интересуют более общие темы, такие как: «Готовность к школе», «Нарушение поведения», Однако не следует пренебрегать и более узкими темами: «Правильный прикус», «Как развивать фонематическое восприятие», «Профилактика нарушений голоса», «Заикание и его профилактика» и т. п.
.
Информационные буклеты (памятки, буклеты) содержат краткий информационный материал по коррекции речевых нарушений.
Семинары-практикумы (конспекты семинаров-практикумов) Организовывала семинар-практикум "Родитель + ребенок" по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: "Учимся у тех, кого любим". Родитель постепенно овладевает сугубо логопедическими навыками и умениями, хороший родитель неизбежно становится "немного семейным логопедом". Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс ускоряется раза в два.
Совместное разучивание мамой и ребенком приемов артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т. д.
Дни открытых дверей (конспекты НОД).
Дни открытых дверей проводятся 1-2 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в детском саду, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним. Такая форма знакомит родителей с организацией воспитательно-коррекционной работы в группе.
Тематические выставки (по лексическим темам)
Развивают умение действовать совместно, развивая знания об окружающем, приобретая опыт общения.
Праздники и развлечения
В течение учебного года для детей и родителей проводятся различные увеселительные мероприятия. Я принимаю в них активное участие, дети и родители слышат правильную речь и уместную интонацию не только на занятиях, но и в часы досуга.
Анкетирование провожу с целью выявления представлений родителей :
• о степени эмоционального благополучия ребенка в группе и осознания причин возможного неблагополучия;
• об уровне готовности ребенка к обучению к школе;
• с целью оценить эффективность работы дома, работы логопеда с точки зрения родителей
Ежегодно изменяется, дополняется содержание анкет. Постоянная осведомлённость степенью удовлетворённости родителей позволяет выстраивать работу с каждой семьёй в своём направлении.
Тетради для домашних заданий (тетрадь для индивидуальной работы)
Позволяет в домашних условиях автоматизировать звуки и вводить их в речь. Тетрадь заполняется логопедом 2 раза в неделю для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.
В практике работы часто встречаются случаи, когда мать выполняет с ребенком задания на неделю за один выходной день, порой насильно, не интересно для ребенка, вызывая у него негативные реакции по отношению к процессу обучения, поэтому лучше давать задания по частям.
Цель домашних заданий - закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных и индивидуальных занятиях.
Основными требованиями к домашним заданиям будут следующие:
• задания служат цели закрепления изученного материала;
• в домашнюю работу не должны включаться задания, по изучению материала;
• задания должны предваряться подробными инструкциями по его выполнению;
• для родителей должна быть абсолютно ясна цель выполнения каждого задания;
• при составлении домашнего задания должен учитываться принцип ведущей деятельности - игра;
• задания по развитию речи разбиваются на три составляющие части:
- индивидуальные задания по звукопроизношению;
- задания по закреплению (формированию) лексико-грамматических категорий языка;
- задания по закреплению навыков звукового анализа и синтеза и навыка чтения (в зависимости от уровня подготовки детей).
Внутри каждого направления в зависимости от вида нарушения речи, психологических особенностей ребенка (внимания, памяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные задания.
• Так в работу по звукопроизношению могут включаться задания по развитию мимической мускулатуры, развитию мелкой моторики рук, развитию артикуляционного аппарата, отработка поставленных звуков, автоматизация, дифференциация и др.
• Соответственно задачам второго направления (формирование лексико-грамматических категорий) подбирается материал по программе: слова, обозначающие предметы, качества и свойства предметов, действия. Сюда же включаются задания по формированию грамматического строя речи: связь слов в предложении (управлении, согласование, предложные конструкции и др.
• Для развития творческого высказывания полезны задания, в которых ребенку предоставляется альтернатива поведения:
- Света говорит: «Хочу мороженое, но у меня болит горло». Как ты думаешь, Света съест мороженое? Почему?
- «Хочу играть, но мама зовет ужинать». Света пойдет ужинать или будет играть? Почему?
- «Не хочу мыть руки, но папа сказал: «Надо». Пойдет Света мыть руки? Почему?
• И, наконец, третье направление -закрепление навыков звукового анализа и синтеза.
Увеличение и усложнение заданий проводится постепенно, так, чтобы для ребенка, а на первых этапах и для родителей, сохранялась «Ситуация успеха», чтобы занятие приносило радость. В этих условиях у детей и взрослых формировались уверенность в собственных силах, эмоционально-положительное отношение к занятиям.
Таким образом, тетрадь с домашними заданиями является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Она дает возможность родителям составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что - только уточнения, повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана работы. Такая организация материала помогает логопеду и родителям согласовывать свою работу, решать возникающие затруднения.
Родительские пятиминутки - кратковременная личная консультация
Знакомлю родителей с интересными играми для развития логического мышления и речи.
Консультирование по запросам включаю констатацию динамики речевого развития (с чем ребенок справился, что ещё вызывает трудности, обмен впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, индивидуальные практикумы, корректировку плана совместной деятельности по развитию речи, рекомендации и задания родителям ребёнка, назначение примерной даты следующей встречи.
Средства массовой информации (веду личную страничку на сайте.) Предлагаю разнообразный материал не только для родителей ДОУ, но и довожу информационный материал для широкой публики по работе с детьми-логопатами.
Уголок для родителей (папка «Задания для родителей детей группы компенсирующей направленности по лексическим темам»,информирование родителей об организации учебного процесса, документы, объявления, и других мероприятий и т. п.) Здесь размещаю для родителей письменные задания, рекомендации и дидактические игры и упражнения на развития различных грамматических категорий.
Папки-передвижки содержат материал с разработанными комплексами игр, упражнений, а также закрепляющий материал знания детей по лексическим темам для практического использования с детьми дома.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями. Повышение педагогической культуры родителей - основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Взаимодействие с воспитателями
Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей группы. Только тесный контакт учителя-логопеда и воспитателей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Совместно с воспитателями оформляем родительский уголок, готовим и проводим и родительские собрания (протоколы родительских собраний).
При взаимодействии с педагогами применяю такую форму работы как семинары-практикумы («Эффективные приёмы обучения дошкольников с ОНР по составлению описательных рассказов» и др.).
С воспитателями компенсирующей группы ведётся «Тетрадь взаимодействия с учителем-логопедом», где воспитатели по моим рекомендациям в вечернее время отрабатывают, закрепляют речевой материал с детьми в индивидуальной форме.
Выводы:
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями и воспитателями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда. Выросла заинтересованность и степень участия родителей в коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития.
Установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка; родители активно включились в коррекционно – развивающий процесс по устранению недостатков речи детей в домашних условиях.
Проведение диагностического обследования речи детей выявило положительную динамику в развитии речи.