Евгения Иванова
Особенности зрительной и вербальной памяти и их влияние на формирование произвольности психических процессов у детей с ТНР
Исследования показывают, что дети с нарушениями речевого развития часто имеют слабую зрительную и вербальную память. Эти аспекты когнитивной функции играют важную роль в успешном формировании произвольности у детей. Зрительная память позволяет удерживать информацию о визуальных образах, что является важным для обучения словам и понятиям. Дети с нарушениями речи могут испытывать трудности с запоминанием визуальных образов, что затрудняет усвоение нового материала и обучение.
Публикация «Особенности зрительной и вербальной памяти и их влияние на формирование произвольности психических процессов у детей с ТНР» размещена в разделах
Вербальная память, в свою очередь, помогает хранить и обрабатывать устную информацию. Дети с нарушениями речи могут иметь проблемы с запоминанием слов, фраз, инструкций и другой устной информации. Это затрудняет их способность к освоению речевых навыков и формированию произвольного поведения.
Процесс перехода к произвольности затрагивает не только поведение, но и все непосредственные процессы. Возраст 6–7 лет является кризисным в развитии произвольности, так необходимой для обучения в дальнейшем, однако, детям еще трудно регулировать свои мотивы и побуждения. Школьное обучение обязывает ребенка подчиняться школьным требованиям, выполнению правил поведения в школе, умению организации самостоятельной деятельности. Произвольность включает различные стороны личности ребенка. Это произвольность поведения, саморегуляции, психических процессов, в том числе внимания, памяти и т. д. Коротко рассмотрим каждый аспект произвольности в дошкольном возрасте. Произвольность включает следующие умения: 1) Четко осознавать необходимость подчинения конкретному правилу. 2) Ориентация на выполнение заданных требований. 3) Быть внимательным к говорящему, готовность выполнять задания говорящего. 4) Если есть наглядный образец, уметь выполнять задание в самостоятельной деятельности. Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. Ребенку довольно сложно управлять поведением, в связи с их несформированностью в возрасте 7 лет. 14 Так как произвольность поведения – это осознанное действо, то оно поддается формированию.