Симагина Валентина Федоровна
Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ
Подростковый возраст, согласно общепринятой классификации, имеет границы от 10-11 и до 14-16 лет. 10-12 – младший подросток, 14-16 – старший подростковый возраст. Важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
Публикация «Особенности эмоционального отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью к окружающим людям» размещена в разделах
Большинство подростков как нормально развивающихся, так и умственно отсталых положительно относятся к членам своей семьи, испытывают потребность в общении с ними, в принятии с их стороны, причем наиболее значимыми для них оказываются взаимоотношения с матерью.
По сравнению с обучающимися образовательных школ, потребность в общении со сверстниками у школьников с интеллектуальной недостаточностью развивается замедленно. Взаимоотношения с членами семьи в младшем подростковом возрасте сохраняют для них большую значимость, чем для их нормально развивающихся сверстников. При этом умственно отсталые школьники часто испытывают эмоциональный дискомфорт во внутрисемейных отношениях, очевидно, связанный с переживанием чувства собственной неполноценности, неуверенности в положительном отношении к себе со стороны родных. В целом, умственно отсталые обучающиеся реже, чем нормально развивающиеся подростки, оценивают свои эмоциональный статус в семье как благоприятный.
Младшие подростки с нарушениями интеллектуального развития чаще, чем их нормально развивающиеся сверстники, проявляют стремление к доминированию в группе детей; реже обнаруживают социально адекватные формы поведения. В сочетании с завышенной самооценкой, недостаточно сформированной рефлексией, общей личностной незрелостью, эти особенности затрудняют их общение со сверстниками. Как следствие, среди обучающихся специальных коррекционных школ часты конфликты, которые способствуют формированию более негативного отношения к сверстникам, чем у обучающихся массовой образовательной школы.
Эмоциональное отношение умственно отсталых школьников к учителям во многом зависит от их успехов в учебной деятельности, от получаемых ими отметок, однако чаще всего может быть оценено как положительное.
К старшему подростковому возрасту у обучающихся с недостатками интеллекта в развитии эмоциональных отношений с окружающими происходят определенные изменения обусловленные формированием у них социально-перцептивных образований, более адекватной и устойчивой самооценки, развитием дифференцированной системы оценочных суждении. Большинство старших подростков с нарушением интеллектуального развития оказываются способны вполне адекватно, хотя и недостаточно глубоко, осознать свои отношения с окружающими людьми и довольно объективно оценить свое положение в системе этих отношении.
У умственно отсталых старших подростков отчетливо проявляются такие новообразования подросткового возраста, как потребность в общении со сверстниками, в расширении социальных связей, в принятии со стороны окружающих. Свои отношения со сверстниками обучающиеся среднего звена специальных коррекционных школ чаще оценивают как эмоционально-положительные. Эмоциональные связи с семьей становятся более разносторонними. В соответствии с изменившимся содержанием общения с членами семьи, увеличивается число подростков, выражающих эмоционально-положительное отношение к отцу, братьям и сестрам.
В старшем подростковом возрасте умственно отсталые обучающиеся реже выражают эмоционально-положительное отношение к педагогу, что, очевидно, связано, как с общим снижением значимости учебной деятельности для старших подростков, так и с определенными просчетами педагога в налаживании своих взаимоотношений е воспитанниками.
Условия обучения в специальных коррекционных учебных заведениях оказывают существенное влияние на формирование эмоциональных отношений умственно отсталых школьников с окружающими их людьми. Фрустрированная потребность в общении с родными нередко приводит к излишней фиксированности воспитанников коррекционных школ-интернатов на внутрисемейных отношениях, что в еще большей степени тормозит у них развитие взаимоотношений со сверстниками. Такое фиксированное отношение, в некоторых случаях, приводит к своеобразной идеализации умственно отсталыми школьниками внутрисемейных отношений. Как следствие, они чаще выражают эмоционально положительное отношение к родственникам, чаще ожидают от них ответного положительного отношения и высоких оценок. В определенной степени это маскирует чувство глубокого эмоционального дискомфорта в семье, который испытывают многие обучающиеся коррекционных школ-интернатов.
Вероятно, такие особенности жизни в интернате как невозможность уединения, строгая регламентация досуга, отсутствие свободного выбора друзей также препятствует развитию у младших подростков со сниженным интеллектом доброжелательных отношений со сверстниками.
Обучающиеся коррекционных школ интернатного типа сравнительно более часто выражают эмоционально-положительное отношение к учителю, чем их ровесники из обычных общеобразовательных школ. Вероятно, это связано с тем, что в условиях специальной коррекционной школы-интерната учитель (чаще воспитатель) оказывается единственным взрослым человеком, от которого воспитанник может получить поддержку в сложной жизненной ситуации.
К старшему подростковому возрасту обучающиеся с ОВЗ чаще проявляют эмоционально положительное отношение к сверстникам, у большинства из них исчезает излишняя фиксированность на взаимоотношениях с родными. Однако число подростков, выражающих эмоционально-положительное отношение к учителю, в 8-х классах существенно уменьшается, также, как и в обычной школе. Особенности эмоциональных отношений умственно отсталых подростков, обусловленные нарушениями интеллектуального развития и возрастными особенностями, проявляются на индивидуально-типологическом уровне. Коррекционно-воспитательная работа в специальных учебных заведениях для детей с недостатками интеллекта, направленная на оптимизацию их взаимоотношений с окружающими должна строиться с учетом возрастных, индивидуально-типологических особенностей обучающихся.