Евгения КОЧЕТКОВА
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Ведущая цель взаимодействия с семьей – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей дошкольников, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Задачи:
1/ Формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2/ Приобщение родителей к участию жизни ДОУ;
Публикация «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» размещена в разделах
3/ Оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4/ Изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Направления и формы взаимодействия с родителями.
Взаимодействия четырех направлений работы вовлечение родителей в совместную деятельность ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО:
Познавательное - направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста
Информационно-аналитическое направление - направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Наглядно-информационное направление - дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме
Досуговое направление - призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми
Формы взаимодействия педагогов с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Содержание работы педагогов с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения, суть которых обогатить их педагогическими знаниями.
Традиционные формы работы с родителями
Коллективные - групповые родительские собрания, конференции, круглые столы
Индивидуальные - педагогические беседы с родителями, цель которых – обмен мнениями по тому или иному вопросу
Наглядно-информационные - записи на аудио - и видеоносители бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки
Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных мероприятий с родителями можно организовать беседы и собрания. На общих родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей.
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Классификация нетрадиционных форм:
- Информационно-аналитические (социологические срезы, опросы, «почтовый ящик») - установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми, основываясь на общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.
- Досуговые (совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия) - установление теплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми
- Познавательные (информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация минибиблиотек и др.) -
ознакомление родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения
В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Одной из таких форм педагогов является - общение с семьями воспитанников через онлайн сервисы интернета.
На сегодняшний день такая форма получает все более широкое распространение в дошкольных образовательных учреждениях.
Использования ИКТ: - сайт образовательного учреждения; вебинар; Скайп (Skype); блог; социальная сеть; трансляция (с использованием экранов, светодиодных табло); электронная почта; Вайбер (Viber); Whats App.
Таким образом, в настоящее время существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей, многие из которых, не являясь по сути новыми, приобретают сегодня новое звучание и актуальность.
Характеристика участия родителей в образовательной деятельности
1. Знакомство с семьей : встречи – знакомства, анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
- индивидуальные и групповые консультации; родительские собрания; оформление информационных стендов; организация выстовок детского творчества; приглашение родителей на детские концерты и праздники; создание памяток, интернет – журналов, переписка по электронной почте.
3. Образование родителей: проведение родительских собраний; проведение мастер-классов; тренингов.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к участию в конкурсах, выставках; к организации семейных праздников, семейного театра; участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.