Бондарева Ирина Валерьевна
Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности
▼ Скачать +Заказ
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования личности человека, как ответственного, высококвалифицированного работника. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача – способствовать формированию трудолюбия у подрастающего поколения.
Система трудового воспитания призвана сформировать у детей навыки трудовой деятельности. Поэтому педагогическое руководство должно предусматривать развитие, формирование самой трудовой деятельности у детей, воспитание правильного отношения к труду, воспитание личности ребенка в труде.
Публикация «Особенности воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе коллективной трудовой деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Анализ опыта трудового воспитания выявил положительные тенденции: разработаны формы и методы организации различных трудовых дел и игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей. Вместе с тем, далеко не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в ДОО. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей.
Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П. П. Блонского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого и др.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно. А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев, И. Б. Черепанова относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения [50]. Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко, А. Е. Точин трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив[41]. Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Г. Н. Година, Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др.) [11].
Психологи Т. М. Бабунова, К. С. Абилов и Е. П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. С точки зрения психологии понятие «трудолюбие» рассматривается как сложное психическое образование [1].
Процесс воспитания трудолюбия возможен только при создании определенных условий, таких как: эмоциональная обстановка при организации труда, возможность совместного труда со взрослыми, коллективный труд, интерес к труду, соответствующее трудовое оборудование и др.
Следует отметить, что воспитание трудолюбия наиболее успешно решается в коллективном труде детей. В детском саду чаще используют два вида коллективного труда : труд общий и труд совместный.
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость.
Коллективный труд и коллективная трудовая деятельность, являющиеся синонимами создают создает объективные условия для проявления взаимной требовательности, взаимопомощи, ответственности, товарищеских взаимоотношений. В процессе его формируются навыки положительного взаимоотношений, личностные качества (внимательность, предупредительность, заботливость и пр., навыки планирования и организации коллективного труда, закрепляются трудовые навыки. Вместе с тем происходит развитие коллективной трудовой деятельности, ребята учатся принимать общую цель, распределять объем работы, добиваться общего результата, сообща нести ответственность за него и т. д.
Одной из основных форм коллективного труда в условиях детского сада являются дежурства.. Особо нужно подчеркнуть значимость коллективного труда : что трудно и долго делать одному, легко и быстро сделать всем вместе.
Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи:
•- руководит самим процессом трудовой (продуктивной) деятельности;
•- формирует положительные взаимоотношения между детьми.
В организации коллективного труда детей выделяются три последовательных этапа:
1. распределение работы между участниками;
2. процесс выполнения задания;
3. обсуждение результатов трудовой деятельности.
Воспитатель может сам сделать всё необходимое:
•- распределить объём работы таким образом, чтобы все дети закончили её одновременно;
•- так организовать работу, чтобы каждый ребёнок упражнялся во всех видах труда, выполняемых группой;
•- продумать расстановку детей (рядом с нерешительным ребёнком поставить уверенного, рядом с не умелым – умелого и т. д.);
•- учесть индивидуальные особенности детей, их желание выполнять работу, которая им нравится, трудиться вместе с определёнными детьми и пр.
Методические приемы, направленные на регуляцию поведения детей в процессе совместной деятельности :
1. Объяснение необходимости работать качественно (не только с точки зрения результата труда, но и с точки зрения отношения к товарищам).
2. Сообщение образца поведения в случае плохого качества выполненной товарищем работы и способа воздействия на него.
3. Сообщение моральных правил обосновывающих образцы поступков с точки зрения положительных взаимоотношений между детьми.
По окончании работы воспитатель подводит итоги. Его задача состоит в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. Воспитатель с удовлетворением отмечает, что, работая вместе и дружно, дети сделали много хороших дел.
Таким образом, коллективная деятельность старших дошкольников имеет свою специфику. Поэтому требует особого подхода и руководства со стороны педагога:
1. Постановка цели. Старшие дошкольники сами ставят цель, выполняя повседневные обязанности, однако делают это только в привычных ситуациях. При изменении условий им следует подсказать, что надо делать. Способность детей самостоятельно ставить цель наиболее успешно развивается в тех видах труда, где в итоге получается материальный результат.
2. Планирование. Старшие дошкольники планируют лишь процесс исполнения работы, не включая организацию (что приготовить для работы, какие материалы взять, куда поставить и т. п.); намечают лишь основные этапы работы, но не способы исполнения; они не планируют контроля и оценки своей работы; словесное планирование отстает от практического.
3. Процесс коллективного труда. Взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Педагог не должен от начала и до конца выполнять работу с воспитанниками, но они должны видеть заинтересованность взрослого в достижении общей цели. Общение возникает на основе единства цели. Сотрудничество и взаимопомощь поддерживаются и поощряются педагогом.
4. Результат. В старшем дошкольном возрасте отношение к труду меняется. Дети уже до начала работы интересуются, зачем она нужна, кому предназначен результат. Изменяется и оценочное отношение к результату труда : формируются критерии оценки, преодолевается её категоричность и немотивированность, хотя ребенку легче оценить работу сверстника, чем свою.