Получи документы

Особенности ведения портфолио в старшем дошкольном возрасте

Валентина Толстопятова
Особенности ведения портфолио в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Публикация «Особенности ведения портфолио в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Портфолио – это показатель творческих успехов где отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

«Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения.

1.2. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

1.3. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника.

1.4. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио :

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

Каким будет портфолио?

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.

Условия достижения цели при создании Портфолио.

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

• для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);

• накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;

• тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

В нашей группе тоже ведется портфолио. Для себя мы выбрали традиционное портфолио в виде папки.

Алгоритм работы над портфолио

1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио : количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Система работы

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлена следующим образом:

Работа с педагогами

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.

Индивидуальная работа воспитателя с родителями по ознакомлению с технологией портфолио ребенка.

Разработка структуры портфолио.

Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т. д.)

Оформление образца портфолио ребенка педагогами творческой группы дошкольного учреждения.

Рассматривание образца портфолио.

Индивидуальная беседа с ребенком о его запросах и желаниях.

Привлечение родителей к созданию портфолио ребенка, подбор материала

-Помощь в оформлении, предоставление информации, творческих работ ребенка, фотоматериалов за определенный период пребывания ребенка в ДОУ;

Привлечение к участию в конкурсах и олимпиадах.

Совместное оформление портфолио с педагогом и родителями.

Оформление собственного портфолио ребенка

Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ.

Собственная презентация портфолио ребенка коллективу сверстников.

Оказание помощи ребенку в организации презентации портфолио.

Отличие работы над портфолио в старшем дошкольном возрасте.

1. Работа с детьми над портфолио может проводится с каждым ребенком отдельно либо с подгруппой детей в любое удобное время в течении дня.

2. Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

3. При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»

4. Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5. По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

6. По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

7. При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, можно отметить, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т. к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Публикации по теме:

Физкультурно-оздоровительная работа в старшем дошкольном возрасте “Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно”.

Понятия и особенности формирования звуковой культуры речи в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической,.

Конструирование в старшем дошкольном возрасте Конструирование в старшем дошкольном возрасте Чтобы ты заметно развивался И на месте не топтался, Чтоб фантазию проявлял, Я конструктор.

Консультация «Коммуникативная активность в старшем дошкольном возрасте» Коммуникативная активность являет собой основу процесса общения, сущность, которой сводится к правилам создающим оптимальные условия для.

Наполнение уголка экспериментирования в старшем дошкольном возрастеНаполнение уголка экспериментирования в старшем дошкольном возрасте Цель создания уголка экспериментирования в нашем детском саду – создание условий для формирования интереса к исследованиям, открытиям детей.

Организация работы по экспериментированию в старшем дошкольном возрасте Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад №5 общеразвивающего вида городского округа г. Нововоронеж.

Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте Особенности становления самостоятельности в старшем дошкольном возрасте Самостоятельность не дается человеку от рождения. Она формируется.

Развитие познавательного интереса в старшем дошкольном возрасте Процесс познавательного интереса у дошкольников важная часть общего развития дошкольника. Активность ребёнка всё чаще подчиняется его интересам.

Развлечение ко Дню матери в старшем дошкольном возрасте РАЗВЛЕЧЕНИЕ КО ДНЮ МАТЕРИ. (Вход парами в зал) Ведущая: Ночами ты меня качала, Своим кормила молоком. От всех болезней защищала, Так я могу.

Журналистика в старшем дошкольном возрасте У детей дошкольного возраста сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Потребность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности ведения портфолио в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 декабря 2019 в 18:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности ведения портфолио в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Толстопятова (УИ 1428003) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД