Берковская Наталья Владимировна
Особенности учебной мотивации
▼ Скачать + Заказать документы
Отношение учащегося к предмету в большей степени формируется уже на первом, вводном уроке. Именно поэтому этот урок является чрезвычайно важным. Необходимо стремиться к тому, чтобы такие уроки отличались яркостью, быть интересными, запоминающимися, могли увлечь учащихся. Учебно-воспитательный процесс будет организован на оптимальном уровне, если школьников не учат, а создаются такие условия, которые бы способствовали их обучению. Устойчивые познавательные интересы школьников, их мотивация являются одним из критериев эффективности педагогического процесса.
Публикация «Особенности учебной мотивации» размещена в разделах
Становление учебной деятельности детей младшего школьного возраста сопровождает формирование не только познавательных действий, но и система взаимодействия отношений, общения. Всеобщая программа передачи социального опыта опосредуется через обучение в специально построенной и организованной учебной деятельности. Социальные отношения, которые лежат в ее основе, трансформируются в отношения между преподаванием и учением. И только в таком случае в процессе появления этих отношений, начинает действовать социальная программа, которая способствует функционированию учебной деятельности.
Учебная деятельность учащихся начальных классов организуется в процессе их взаимодействия с педагогом. В качестве основного условия воспроизводства такого рода отношений в рамках учебной деятельности является ситуация общения. В. К. Дьяченко отмечает: «Обучение – это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение той или иной деятельности и овладение ею». При этом необходимо учитывать формирование учебных действий учащихся на продуктивно-творческом уровне, для развития их способности самостоятельно «добывать» новые знания. В связи с этим образовательная функция также подразумевает формирование умений и навыков не только общего, но и специального плана».
В процессе организации учебной деятельности также происходит формирование потребностей личности, мотивов социального поведения, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и мировоззрений. В процессе учебной деятельности учащимся начальных классов целесообразно создание условий, обеспечивающих свободу и самостоятельность в анализе действительности и выборе системы взглядов.
Д. Н. Богоявленский, Г. И. Вергелес, Б. Ф. Ломов определяли следующие структурные элементы учебной деятельности младших школьников – учебно-познавательный мотив, учебная задача, учебная операция, действия контроля и оценки.
Имеются различные подходы к проблеме классификации мотивов. В рамках младшего школьного возраста М. В. Матюхиной были выделены следующие группы и подгруппы мотивов.
1. Учебно-познавательные мотивы :
1) мотивы, которые связаны с содержанием учения, или мотивация содержанием;
2) мотивы, которые связаны непосредственно с процессом обучения, или мотивация процессом.
2. Мотивы, которые связаны с косвенным продуктом учения, его результатами, с тем, что лежит вне самой учебной деятельности :
1) широкие социальные мотивы;
2) узколичные мотивы;
3) отрицательные мотивы или мотивы избегания неприятностей.
На сегодняшний день мотивацию как психическое явление трактуют по-разному. Однако, в большей степени, психологи ориентируются на следующие точки зрения: мотив как побуждение, мотив как потребность, мотив как цель, мотив как намерение, мотив как свойства личностного состояния. В качестве основных факторов, которые оказывают влияние на процесс формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, вступают:
– содержание учебного материала;
– организация учебной деятельности;
– коллективные формы учебной деятельности;
– оценка учебной деятельности;
– стиль педагогической деятельности учителя.
Содержание обучения является для школьников в большей степени в виде информации, получаемой ими. Тем не менее, данная информация, представленная не в соответствии с потребностями ребенка, не обладает для него каким-либо значением, соответственно, не способна побудить к учебной деятельности. В связи с этим, представляя учебную информацию, педагоги должны учитывать потребности, которые имеются у учащихся на определенном возрастном этапе. Учебный материал необходимо представлять в такой форме, чтобы она вызывала у школьников эмоциональный отклик, т. е. обладала мотивирующей силой.
Школьников невозможно успешно обучать, если они относятся к учению и знаниям с равнодушием, без заинтересованности, не осознают потребности к этому. В связи с этим перед школой возникает задача, связанная с формированием и развитием у детей положительной мотивации к учению. Для включения учащихся в учебную деятельность, необходимо, чтобы задачи, которые ставят перед ними в процессе учения, были не только им понятными, но и внутренне принятыми, получая, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Мотивация урока должна быть продумана основательно, при этом педагог должен помнить о том, что от того как начнется урок зависит его общая результативность. Ученики, которые убеждены в значимости данной учебной информации, могут им заинтересоваться. Известный факт, что в большинстве случаев групповая форма учебной деятельности способна создать наилучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма обладает способностью «втягивать» в активный учебный процесс даже самого пассивного, слабо мотивированного школьника. Такой ребенок не испытывает страха перед ответом своим одноклассникам, находит поддержку.
На процесс формирования мотивов учения существенное влияние способен оказывать стиль педагогической деятельности педагога, для различных стилей характерно формирование различных мотивов. Так авторитарный стиль способствует формированию «внешней» мотивации учения. Мотив «избегания неудачи» способен задерживать процесс формирования «внутренней» мотивации. Для демократического стиля характерно содействие «внутренней» мотивации. Попустительский (либеральный) стиль может существенно снижать мотивацию и формировать мотив «надежды на успех».
Л. А. Корожневой были проведены исследования в 2002, 2009 и 2014 годах с учащимися вторых и четвертых классов. В рамках данных исследований большая часть детей младшего школьного возраста обладала учебно-познавательными или социальными мотивами. В течение последних десятилетий наблюдается снижение учебно-познавательных мотивов и рост социальных мотивов, в особенности в четвертом классе. Вместе с тем следует отметить, что полученные результаты совпадают с тенденциями, которые были выявлены в начале восьмидесятых годов М. В. Матюхиной и данными, полученными в исследованиях И. Ю. Кулагиной и С. В. Гани приходящихся на начало двадцать первого века. Данные показатели подтверждают снижение учебно-познавательных мотивов на период окончания начальной школы, в особенности мотивов, которые связанны с образовательным процессом.
В исследованиях проблемы мотивов было обосновано, что процесс развития мотивов осуществляется посредством соответствующей организации и содержания деятельности. Мотивы способны проявляться и развиваться в деятельности. Процесс формирования учебно-познавательных мотивов осуществляется в ходе самой учебной деятельности, в связи с этим важно, каким образом данная деятельность будет осуществляться. В качестве важных условий, которые оказывают влияние на формирование мотивов учебной деятельности, выступают: содержание учебного материала; организация учебной деятельности младшего школьника; педагогическое взаимодействие; позиция ученика в процессе обучения; оценка его учебной деятельности. Одно из наиболее значимых условий, которое способствует развитию учебно-познавательных мотивов, представляет собой обеспечение в образовательном процессе учащемуся позиции субъекта на основе системы развития личности младшего школьника как субъекта деятельности, обоснованной А. И. Раевым, и системы формирования учебной деятельности младших школьников, разработанной Г. И. Вергелес. Развитие мотивов учебной деятельности и развитие личности младших школьников как субъектов учебной деятельности являются взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами.
В состав учебных действий входят различные приемы умственной деятельности. Процесс выработки приемов учебной деятельности у детей младшего школьного возраста способствует существенному росту их умственных способностей, что было подтверждено в исследованиях Н. А. Менчинской, Е. Н. Кабановой-Меллер, Д. Н. Богоявленского. С позиции этих ученых, суть доминирующей функции учебной деятельности заключена в ориентированности непосредственно на развитие индивида. В ходе учебной деятельности происходит превращение обучаемых в субъекты, заинтересованные в самоизменении и способные к нему.
С точки зрения Е. С. Знаковой, О. В. Сергушиной, Е. Л. Яковлевой, овладение знаниями, формирование умений и навыков по различным учебным дисциплинам возможно при включении игр, когда каждый учащийся может активно применять тематический материал.
В целях формирования учебной мотивации у учащихся начальных классов, целесообразно закладывать мотивационные установки и цели, а также создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы в полной мере проявлять свою активность. В свою очередь, сочетание и развитие желаемых мотивов и целей осуществлялось бы в соответствии с накопившимся опытом, стремлениями и индивидуальностью. В процессе формирования устойчивой положительной учебной мотивации особо ценными компонентами выступают следующие: качественный анализ деятельности ученика, акцент на положительные моменты, продвижение в изучении учебного материала и нахождение причин недоработок. Качественный анализ деятельности каждого учащегося, в первую очередь, должен быть направлен на создание условий по формированию у него адекватной оценки своей работы и ее самоанализ.
Таким образом, проблема мотивов, их изучения и развития является достаточно сложной в силу неоднозначности существующих теоретических подходов к ее раскрытию в психологии. Развитие мотивов учебной деятельности происходит в процессе обучения, организуемом учителем. Следовательно, необходимо реализовать условия, обеспечивающие развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников.