Дмитриенко Марина Сергеевна
Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями - это дети с нарушениями психофизического развития, ограничивающие жизнедеятельность, что приводит к трудностям социализации, адаптации и интеграции.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
-дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
-дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
-дети с нарушением речи (логопаты);
-дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
-дети с умственной отсталостью;
-дети с задержкой психического развития;
Публикация «Особенности сенсорного развития ребенка с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
-дети с нарушением поведения и общения;
-дети с комплексными нарушениями психофизического развития.
У детей с отклонениями в развитии выявляются специфические особенности в проявлении сенсорных функций, качественное своеобразие зрительного, слухового и осязательного восприятия. Сенсорное развитие предопределяет полноценность развития психических функций и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
А. А. Катаева считала, что общее психологическое развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от развития сенсорной сферы дошкольника.
Развитие сенсорной сферы дошкольника - это развитие не только его восприятия, но и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве. а также запахе, вкусе и т. п. .
Проблема сенсорного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, весьма актуальна в наше время. Существует большое количество методической литературы, однако у разных авторов можно найти довольно-таки противоречивые и непохожие временные рамки, последовательность, а так же предложенные этапы развития.
Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольный период жизни имеет свои качественные особенности. С точки зрения физиологии зрительный и слуховой анализаторы практически сохранены, в большей степени нарушается процесс восприятия: нарушается его точность, уменьшен объем и снижается темп. В большой степени снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затрудняется исследовательно-ориентировочная деятельность, которая направлена на исследование и фиксацию свойств и качеств предметов.
Анализирующее восприятие ослаблено, дошкольник затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Недостаточность тактильно-двигательного восприятия оказывает влияние на формирование способности воспринимать целостный образ предмета, оно происходит в более медленном темпе и находит свое выражение в затруднении определять и узнавать предметы на ощупь, в так называемом недостаточном умении различать тактильные и кинестетические ощущения (температуру, фактуру материала, свойства поверхности, форму, величину) .
У дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чаще всего зрительное восприятие отстает в своем развитии при наличии нарушений в речи, данная психическая функция характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Дети в усложненных условиях воспринимают образ предмета, испытывая при этом такие трудности как: увеличение времени для принятия решения, неуверенность в правильности своих ответов и ошибки при опознании.
Немалую роль в становлении сенсорной сферы играет развитие речи. Именно через слово взрослого человека у ребенка фиксируется и обобщается уже приобретенный сенсорный опыт.
На основе чувственной сферы, вместе с непосредственным влиянием слова взрослого человека, формируются речь и восприятие. С одной стороны постоянство и целостность восприятия, с другой стороны подвижность зрительных образов.
Очень важно уделять большое внимание развитию сенсорной сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья. У таких детей формирование сенсорного развития проходит неравномерными периодами, при этом значительно отставая по срокам формирования в целом. Как следствие, нарушается формирование понятий о сенсорных эталонах, к которым относятся величина, форма, цвет.
Среди детей с такими нарушениями, как аутизм, задержка психического развития, задержка речевого развития, фетальный алкогольный синдром; так же наблюдается у детей, воспитываемых в условиях сенсорной депривации, например, домах ребенка довольно распространены проблемы сенсорной интеграции.
Данный термин обозначает комплексное расстройство, при котором дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию, в том числе тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и двигательную, что в свою очередь, приводит к проблемам поведения, обучения, развития речи, общения, координации и т. д. .
У детей с нарушениями сенсорной интеграции, чаще всего, одно или несколько чувств недостаточно развиты (гипосензитивность) или наоборот – чрезмерно чувствительны (гиперсинзитивность).
Нарушения сенсорной интеграции проявляются в:
1. Тактильная дисфункция:
• эмоциональное или негативное реагирование даже на легкое прикосновение;
• уход в себя, если прикосновение кажется ребенку скребущим и неприятным, ребенок начинает тереть то место к которому прикасались;
• сверхреакция на боль (дети делают трагедию из-за малейшей царапины) или очень слабая реакция на боль;
• раздражение на новую одежду, особенно жесткую и колючую, на воротнички рубашки, ремни, шапки, носки и т. д. ;
• избегание игр, в которых можно испачкаться (песок, рисование пальцами, или наоборот не обращают внимание на грязь на лице;
• делают больно детям или домашним животным во время игры, не осознавая, что тем больно.
2. Вестибулярная дисфункция:
• медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
• испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
• боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
• пугаются, когда находятся вниз головой.
3. Проприорецептивная дисфункция:
• умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
• шлепают ногами во время ходьбы;
• любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
• трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
• жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
• трудно понимают расположение тела в пространстве, поэтому они часто падают;
• трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
• плохо удерживают позу;
• не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
В целом нарушения сенсорной интеграции вызывают :
• снижение самооценки,
• фрустрацию из-за невозможности находиться среди других детей,
• чувство физической и психологической небезопасности,
• трудности в освоении знаний.
Таким образом, при ОВЗ можно выделить следующие симптомы нарушения сенсорной интеграции : чрезмерная сенсорная чувствительность, трудности в формировании пространственно-временных представлений, нарушения координации и концентрации, быстрая истощаемость организма от сенсорных впечатлений от окружающего мира.