Алексеева Ирина
Особенности речевого развития детей подготовительных к школе групп
– Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на сегодняшней встрече. Давайте сегодня поговорим о ваших детях, о том, какую роль играет развитие связной речи в формировании речевой готовности детей к школе. Многие из вас задумывались, какие существуют показатели речевого развития ребёнка старшего дошкольного возраста? (Ответы родителей).
Публикация «Особенности речевого развития детей подготовительных к школе групп» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
– Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Ведь шестилетний ребёнок способен самостоятельно давать описания различных предметов, составить рассказ по картинке, по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Но не забывайте, что для построения связного рассказа, осмысленного вопроса детям требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их они могут только из речи окружающих.
А. Н. Леонтьев говорил: «Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка».
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности.
Развитие речи в подготовительной группе играет важную роль в общеобразовательной программе детских дошкольных учреждений, ведь благодаря ему готовится основа для успешного обучения детей в школе.
Развитие речи детей в подготовительной группе детского сада преследует следующие цели:
Развитие связной речи детей.
Задачи:
• развитие речевой среды;
• формирование активного и богатого словарного запаса;
• развитие у детей основ культурной речи;
• усовершенствование умения правильного произношения звуков;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
• понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Развитие речи в группе имеет индивидуальный подход к каждому ребенку, ведь все дети разные и большинство из них имеет различные и строго индивидуальные нарушения речи, на которые обращаем внимание. Наиболее часто то или иное нарушение речи у детей легко можно исправить, если правильно организовать коррекционную работу.
Центральной, ведущей задачей развития речи в подготовительной группе, по моему мнению, является развитие связной речи.
Это объясняется рядом обстоятельств.
Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи.
Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития.
В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.
Надо напомнить, что связная речь – смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
В своей работе мы используем следующие приемы развития связной речи.
Наглядные: составление рассказов по серии картинок, по сюжетной и пейзажной картинам; составление рассказа о единичных предметах. Например, описать грибы съедобные и несъедобные, описать ягоды садовые и ягоды лесные, сравнить лиственные и хвойные деревья, деревья и кустарники.
Рассказы по серии картин: при работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения; последовательное изложение произошедших событий. Дети составляют рассказ как индивидуально, так и коллективно.
Для составления рассказа по сюжетным картинам используем картины с изображением нескольких групп действующих лиц, или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого детям сюжета («Игры на детской площадке», «Зимние развлечения»). Также детям предлагаем пейзажные картины.
Игровые: игровой персонаж, речевые игры, сюжетно-ролевые игры.
Словесные: чтение и рассказывание художественного произведения; заучивание наизусть; составление рассказов из личного опыта; рассказывание (с элементами творчества); пересказ (по частям и по ролям); обобщающая беседа. Во всех словесных приёмах используются наглядные приё мы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
Составление творческого рассказа. Существуют различные варианты творческого рассказывания.
1. Придумывание рассказа по плану.
2. Придумывание рассказа по теме без плана.
3. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.
4. Рассказывание из собственного опыта.
5. Рассказывание по предметным картинкам.
Придумывание рассказа или сказки по плану требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществлять самостоятельно.
Придумывание рассказа по теме без плана, даёт еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает содержание и его форму.
Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему – самый сложный вид рассказывания. Успехи детей во многом зависят от того, как сумеет взрослый заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению. Взрослому необходимо обращать внимание и на интересное, занимательное содержание рассказа, и на словесную форму, которой оно передано; следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова и выражения.
Достижение этих целей невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Именно поэтому в группе организован речевой уголок, который расширяет речевую среду, создаёт у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и непринуждённо развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр : материалы для рассказывания, разнообразные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук, пособия для проведения артикуляционных упражнений, развития речевого дыхания.
Для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук в уголке имеются различные тренажё ры:
• мыльные пузыри;
• воздушные шары;
• трубочки для сока со стаканами;
• вертушка;
• наборы различных семян для выкладывания картин;
• волчки;
• различная мелкая мозаика;
• шнуровки;
• пальчиковый театр;
• счетные палочки;
• бусины;
Особое место в уголке занимает методическая литература.
Картотека по развитию речи содержит различные группы дидактических игр, направленных на развитие речи детей : игры на развитие связной речи, игры на развитие словаря, игры на развитие правильного звукопроизношения, речевого дыхания, слухового внимания, речевого слуха, силы голоса, высоты голоса.
Данная картотека помогает вести планомерную работу с детьми по развитию речи.
Можно говорить о том, что развитие речи детей прошло успешно, если были достигнуты поставленные цели в начале года. Так, по окончанию подготовительной группы дети должны уметь :
• внимательно слушать высказывание сверстников, участвовать в беседе;
• составлять рассказ по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием;
• связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения;
• использовать монологическую и диалогическую формы речи;
• составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
• составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную взрослым.
Большое влияние на речь детей оказывает речь окружающих его детей и взрослых, а особенно педагога она в определенном смысле является эталоном.
Практическая часть:
- Уважаемые родители, а сейчас представьте, что вы дети, а я – ваша мама. Я буду предлагать вам задания и упражнения по развитию связной речи.
Упражнение 1. Подбери эпитеты и определения к слову. Например: слон (какой) – … (большой, серый, толстый, добрый); мяч (какой) – … (круглый, футбольный, кожаный); торт – … (сладкий, фруктовый, шоколадный, вкусный); снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.); дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.) и т. д. (Ответы родителей).
Упражнение 2. «А если бы…». Предложить помечтать: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была машина времени…», «А если бы у меня была шапка - невидимка…».
Упражнение 3. «Назови по-своему». Назови по-новому стихотворение, сказку, мультфильм. Например: как можно назвать сказку «Красная шапочка»? («Приключения маленькой девочки», «По дороге к бабушке», «Как отличить бабушку от волка» и т. д.).
Упражнение 4. Игра «Снежный ком». Способствует развитию памяти, умения распространять предложения и логически выстраивать члены предложения. Первый игрок называет нераспространенное предложение:
«Машина едет». Второй повторяет сказанное предложение и прибавляет свое слово, третий повторяет услышанное и добавляет свое слово и т. д. Слова можно добавлять в любом месте предложения. Получается распространенное предложение, которое увеличивается от игрока к игроку. Машина едет по дороге. – Большая машина едет по дороге. — Большая машина едет по широкой дороге и т. д. Игра заканчивается, когда кто-либо ошибается или пропускает слова в растущем предложении.
– Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Детский сад и мы, воспитатели, можем только помочь вам советом, рекомендациями. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.