Юлия неустроева
Особенности развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Материал подготовила учитель дефектолог Республики Саха (Якутия, города Покровска, МБОУ «ПСОШ №3 – ОЦ с УИОП» : Неустроева Юлия Ивановна
Особенности развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Публикация «Особенности развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Память. Развитие памяти у детей
- Темочки
Память – это запечатление (запись, сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.
Впечатления, полученные человеком во взаимодействии с внешней или внутренней средой, не исчезают бесследно, а сохраняются, накапливаются и используются в дальнейшем в его поведении и жизнедеятельности, приобретая форму личного опыта. Память современного человека характеризуется А. Н. Леонтьевым как продукт его культурного, социального развития, имеющий такое же значение как речь, письменность или счет. Прообразом этой мысли, как подчеркивает сам А. Н. Леонтьев, являются слова из древнегреческой трагедии Эсхила:
«Послушайте, что смертным сделал я:
Число им изобрел,
И буквы научил соединять, -
Им память дал,
Мать муз, всего причину».
К основным параметрам процессов памяти относят : объем запоминаемой информации, время, требуемое для запоминания, полноту, скорость, легкость воспроизведения, готовность к воспроизведению, скорость забывания. По этим параметрам различаются виды памяти, разграничиваемые в зависимости от характера запоминаемого материала (анализатора, участвующего в запечатлении материала, установок (поставленной цели) субъекта, длительности хранения информации.
Интеллект при умственной отсталости поражен тотально и равномерно. Отмечаются недостаточно формирования понятий, неспособность к самостоятельному обобщению и отвлечению. Нарушена также функция предметного анализа. При исследовании вербального и невербального интеллекта не отмечается существенной разницы в уровне достижений.
Особенности психики у детей с нарушением интеллекта исследованы достаточно полно. Для детей с нарушением интеллекта характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Как показывают данные исследований, дети с нарушением интеллекта на всех этапах процесса познания имеют место элементы недоразвития, а в некоторых случаях атипичное развитие психических функций.
В результате эти дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден. Известно, что при интеллектуальном недоразвитии оказывается дефектной самая важная ступень познания – память. Часто память у детей с нарушением интеллекта страдает из – за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и в тех случаях, когда анализаторы сохранны, память этих детей отличается рядом особенностей. Одним из недостатков психофизического развития для ребенка с нарушением интеллекта является нарушение зрительной памяти, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми. Для детей с нарушением интеллекта требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Замедлительность зрительной памяти усугубляется еще и тем, что из – за интеллектуального недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами. Поэтому зрительная память их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отмечается также узость объема зрительной памяти. Дети с нарушением интеллекта выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, в прослушанном тексте, не видя и не слыша иногда важный для общего понимания материала. Кроме того, характерным является нарушение избирательности зрительной памяти. Все отмеченные недостатки восприятия протекают на фоне недостаточной активности этого процесса, в результате чего снижается возможность дальнейшего понимания материала. Их зрительной памятью необходимо руководить и направить.
Глядя на какой-нибудь предмет, ребенок с нарушением интеллекта не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Так, например, когда ребенку с нарушением интеллекта показывают карандаш и спрашивают: «Что это такое?» - он может ответить, что это карандаш и отвернуться от него, сочтя вопрос исчерпанным; в ответ на тот же вопрос его сверстник из массовой школы охотно расскажет, что это красный, граненый, толстый карандаш.
Недостаточная активность зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта особенно отчетливо обнаруживалась в опытах К. И. Вересотской. К. И. Вересотская показывала детям картинки, некоторые из них показывались детям в обычном положении, другие (вперемешку) – повернутыми на 90 или 180. Такие перевернутые изображения правильно узнавались учениками массовой школы. Ученики же, специальной коррекционной школы 8 вида либо не могли узнать эти изображения, либо ошибочно принимали их не за то, чем они были в действительности. Детям с нарушением интеллекта не хватало той активности зрительной памяти, которая необходима для мысленного распознавания положения предмета в пространстве, для его мысленного «переворачивания». Они очень часто узнавали в картинке, показанной им «вниз головой», какой – либо иной предмет, находящийся якобы в обычном, правильном положении в пространстве. Эти факты свидетельствуют о недостаточной активности зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта.
О характере восприятия свидетельствует, и неумение всматриваться, искать и находить какие – либо объекты, избирательно рассматривать какую – либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.
Рассматривая сюжетную картинку, они часто неправильно ее толкуют, руководствуясь первым случайным впечатлением. Способность к активному, критическому рассматриванию и анализу содержания ситуации вырабатывается у них с трудом. Для детей с нарушением интеллекта, характерны трудности ориентировки в окружающем пространстве и времени. Они ошибаются при определении времени на часах, дней недели, времен года и т. п. Значительно позже по сравнению со сверстниками с нормальным интеллектом, дети с нарушением интеллекта начинают различать цвета. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Так, по данным Ж. И. Шиф, в 14% случаев к образцу темно – синего цвета учениками вспомогательной школы подбирался объект темно – зеленого цвета и наоборот. У учащихся общеобразовательной школы это не наблюдалось.
К сожалению, несмотря на большое значение разных видов памяти для последующего интеллектуального развития ребенка, изучены пока лишь главным образом зрительное восприятие. Это обусловлено тем, что зрение более чем какой – либо другой анализатор, позволяет получать широкую, много аспектную и разнообразную информацию об окружающем мире. Определенное значение имеют также относительная разработанность и апробированность экспериментальных методик.
Чем совершеннее анализ воспринимаемого, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе и соответственно тем полнее, точнее и дифференцирование они отражают раздражители.
Специфическая черта зрительной памяти человеком окружающей действительности – возможность обозрения, т. е. осмысленного восприятия объектов и явлений, находящихся в поле зрения, в их многообразных и сложных связях и отношениях.
Зрительное память у школьников с нарушением интеллекта характеризуется рядом своеобразных особенностей, которые неблагоприятно сказываются на их возможности знакомиться с окружающим миром и познавать его. К числу таких особенностей относится замедленность зрительной памяти объектов. Установлено, что при экспозиции цветных изображений хорошо знакомых детям предметов, делящиеся на 22 миллисекунды, первоклассники с нарушением интеллекта не могут узнать и правильно назвать ни одного из них. Ученики 1 класса массовой школы, находясь в тех же условиях, узнают и правильно называют 57% показываемых им рисунков. Ученикам с нарушением интеллекта нужно гораздо более длительное время, чем нормально развивающимся сверстниками, для того чтобы узнать знакомый объект.
Специальное исследование позволило обнаружить, что у учащихся с нарушением интеллекта отмечается отчетливое замедление переработки сенсорной информации при усложнении перцептивной задачи. Выявлена связь скорости реакции с уровнем избирательного внимания. Некоторые сведения исследователи имеют относительно осязательных восприятий. Сенсорная система, которая обеспечивает формирование осязательного образа, включает кожный (тактильный, температурный) и кинестетический анализаторы. С помощью осязания расширяется, углубляется и уточняется информация, получаемая другими анализаторами. Кроме того, отдельные свойства объектов не поддаются восприятию зрением. Слухом или обонянием. К их числу относятся температура предмета, его вес, некоторые качества фактуры и др. для их определения необходимо осязание. Установлено, что школьники с нарушением интеллекта опознают объемные и контурно выполненные предметы с помощью их ощупывания значительно хуже, чем учащиеся массовой школы.
Зрительная память неразрывно связано с мышлением. Если ученик увидел только внешние стороны учебного материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задания будет затруднено. Так анализ предметов они проводят бессистемно, пропускают ряд важных свойств, вычленяя лишь наиболее заметные части. В результате такого анализа они затрудняются определить связи между частями предмета. Устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет. При анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом. Ярко проявляются специфические черты мышления у детей с нарушением интеллекта в операции сравнения, в ходе которого приходится проводить сопоставительный анализ и синтез. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто по несоотносимым. Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Особенно сложно для них установление сходства. Так, сравнивая ручку и карандаш, они отмечают: «Похожи тем, что длинные, а еще у них кожа одинаковая». Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у детей с нарушением интеллекта имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи.
У детей с нарушением интеллекта позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Как отмечают Л. В. Занков и В. Г. Петрова, слабость памяти у детей нарушением интеллекта проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом.
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что к началу младшего школьного возраста зрительная память у детей, несмотря на его большие возможности, еще не очень совершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет зрительная память ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок зрительно воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений, ребенок хочет увидеть все сразу. С возрастом зрительная память увеличивается объема непосредственного воспроизведения зрительной памяти, уменьшается количество представлений, необходимых для заучивания.
Таким образом, зрительная память младших школьников с нарушением интеллекта отстает и характеризуется сужением объема запоминаемого материала, замедленным темпом запоминания, недостаточной осмысленностью и последовательностью. Отмечается быстрота забывания. Воспроизведения неточные, иногда нелепые, непоследовательные и в этом их главное отличие от детей с нормальным психофизическим развитием.
Источники: (Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Б. И. Пинский, С. Я. Рубинштейн, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др.).