Приложение МААМ

Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка на разных возрастных этапах дошкольного периода

Александрова Галина
Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка на разных возрастных этапах дошкольного периода
▼ Скачать + Заказать документы

Человек живет и действует в реальной действительности. Он познает окружающий мир, природу, людей, их социальные отношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми, то есть в процессе жизни, у человека складываются определенные отношения с обществом, с группами людей, с отдельными людьми. Реальный мир во всем его разнообразии отображается в сознании индивидуального человека.

Публикация «Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка на разных возрастных этапах дошкольного периода» размещена в разделах

Но человек не пассивно, автоматически отображает окружающую действительность. Активно влияя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам и явлениям реального мира. Сфера психики, которая связана с переживанием человеком своего отношения к действительности, к людям, с которыми он общается, называется эмоциональной сферой, сферой эмоций и чувств.

Важность изучения эмоциональной сферы состоит в том, что эмоции тесно связаны со многими психическими (познавательными) процессами, способствующими успешной адаптации и социализации в обществе, такими как: восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоции как специфические субъективные переживания порой очень ярко окрашивают то, что человек ощущает, воображает, мыслит, эмоции представляют собой один из наиболее явно обнаруживающихся феноменов его внутренней жизни. Можно сказать даже, что благодаря непосредственному жизненному опыту эти явления не только легко обнаруживаются, но и довольно тонко понимаются. Эмоции связаны с висцеральной деятельностью индивида. Эмоции – постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. Факторы эмоциональной природы регулярно затрудняют установление контакта между индивидом и группой.

У людей с ослабленной способностью эффективной саморегуляции эмоциональные проблемы проявляются с особой силой и отчётливостью. Разрушительное воздействие подобного неумения справляться со своими чувствами у этих людей могут быть самыми различными: от неудач в осуществлении намерений до ухудшения состояния здоровья. Эмоции помогают человеку в его становлении, те люди, у которых они недостаточно развиты, испытывают проблемы с адаптацией в социуме, отсюда возникла проблема специфики в эмоциональной сфере у детей.

Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения.

Ученые-психологи подчеркивают, что существуют значительные различия в психическом развитии ребенка на разных возрастных этапах. Первые эмоции ребенка связаны с органическими потребностями и являются безусловно-рефлекторными по своему происхождению (к ним относятся переживания удовлетворения и недовольства, страха и гнева). Они проявляются в виде плача, крика, которым ребенок реагирует на разные раздражители внешней и внутренней среды (нарушение режима кормления, резкую смену положения тела, болевые раздражители и т. д.). Ведущий деятельностью младенцев является эмоциональное общение со взрослыми, в процессе которого удовлетворяется их потребность в постоянных контактах с ними (например, положительное реагирование на мать, улыбка в ответ на ее улыбку). Постепенно на появление взрослого у ребенка вырабатывается специфическая эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления».

Эмоции ребенка в значительной мере определяются и самопроизвольным подражанием. На улыбку ребенок отвечает улыбкой, плач других детей вызывает у него также плач, ему передается плохое настроение, нервозность взрослого. Это явление в психологии получило название «эмоционального заражения».

Особенно заметны изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка на втором-третьем году жизни. Обусловлены они, прежде всего, расширением его общения с людьми, овладением речевыми средствами и развитием элементов самостоятельности. Постепенно в эмоциях уменьшается элемент самопроизвольного подражания (ребенку, который увлечен своей деятельностью, уже не так легко передается эмоциональное состояние других); расширяется сфера стимулов, вызывающих у ребенка эмоции; налаживается игровой эмоциональный контакт с другими детьми (игровое общение и т. д.).

Под воздействием отношений с близкими людьми развиваются также социальные эмоции, источником которых становятся отношения между членами семьи, атмосфера семейной жизни и т. д.

Многочисленные вопросы, возникающие у детей преддошкольного возраста, свидетельствуют, как утверждают ученые, о появлении именно интеллектуальных эмоций. На этом этапе они проявляются в форме удовлетворения от полученных ребенком ответов на вопросы, которые его интересуют.

Существенные изменения в эмоционально-волевой сфере ребенка происходят при переходе от раннего детства к дошкольному, в связи с развитием взаимоотношений ребенка с людьми, которые его окружают, а также с изменением характера деятельности. В эмоциях ребенка, происходят следующие изменения:

- изменение содержания аффектов (эмоций, которое проявляется, прежде всего, в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия к другим людям, для которых выполняются действия;

- по мере усложнения деятельности и отдаления моментов от конечных результатов меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают опережать ход выполнения задачи, которая решается. Такое опережение позволяет не только заранее представить возможные последствия своих будущих действий, но и пережить их.

Итак, чувства и переживания ребенка становятся сложными, однако носят преимущественно ситуативный характер. В этот период формируются такие морально-этические категории: хороший – плохой, красивый – некрасивый, добрый – злой и другие, развиваются чувства стыда, собственного достоинства, справедливости, юмора, умение поставить себя на место другого, сопереживать ему. Таким образом, детям присущи различные эмоциональные переживания, которые лежат, прежде всего, в сфере отношений с близкими людьми (родителями, воспитателем). Ребенок приобретает определенный эмоциональный опыт, у него формируется эмоциональный отклик на воздействие сверстников и взрослых, а на основе этого составляются соответствующие особенности эмоционального поведения.

Эмоции открывают возможность для осуществления ребенком своеобразных выводов о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации, насколько эта ситуация безопасна, к каким последствиям могут привести конкретные действия. Не существует действий или поступков без эмоций.

Публикации по теме:

Картотека игр для развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим.

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Играя, дети учатся, прежде всего развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете» мыслитель XX века Эриха Фромма Игра представляет.

Литературные и музыкальные произведения — помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Литературные и музыкальные произведения – помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Эмоции необходимы.

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах Главная цель дошкольного образования создать все условия гармоничного развития ребенка. Решить задачу сплочения детского коллектива помогает.

Особенности развития эмоциональной экспрессии у детей младшего дошкольного возраста Знания и представления о чувствах, эмоциях у ребёнка формируются в основе своей в дошкольном возрасте и составляют часть его общего когнитивного.

Особенности экспериментирования в разных возрастных группах Особенности экспериментирования в разных возрастных группах. Не бывает форм экспериментирования, специфических для той или иной возрастной.

Консультация «Особенности эмоциональной сферы детей 6–7 лет» Старший дошкольный возраст – период познания мира человеческих отношений и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка.

Особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоциональной сферы при тех вариантах дизонтогенеза, где эмоциональные.

Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте Самые первые эмоции ребенок ощущает сразу после рождения. Крик и плач несут защитную.

Особенности игры на разных возрастных этапах Тема: Особенности игры на разных возрастных этапах. Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка на разных возрастных этапах дошкольного периода
Опубликовано: 19 ноября 2019 в 17:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития эмоциональной сферы ребёнка на разных возрастных этапах дошкольного периода» (включая файлы) размещена пользователем Александрова Галина (УИ 2068523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД