Долбнева Марина
Литературные и музыкальные произведения — помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Литературные и музыкальные произведения – помощники развития
и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, т. е. не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Дошкольный возраст считается наиболее сензитивным в сфере человеческих отношений. В нем происходит бурное развитие самосознание ребенка, он открывает для себя сверстника, вступает с ним в эмоциональные, деловые формы общения.
Публикация «Литературные и музыкальные произведения — помощники развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
Можно выделить два основных направления развития эмоциональной сферы дошкольника, каждое из которых представляет собой сложную систему работы. Это:
-обогащение понимания эмоций и чувств;
-воспитание эмоций и чувств.
Цель обогащения понимания эмоций и чувств состоит в том, чтобы имеющиеся у дошкольника (каждой возрастной группы) первичные и неполные знания об эмоциях и чувствах обогатились, стали более полными. В результате этого ребенок лучше будет понимать эмоции и чувства у себя и других людей.
Детская художественная литература – действенная сила нравственного воспитания, и надо уметь целенаправленно ею пользоваться. Восприятие художественного произведения – очень сложная, развивающая во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Для маленького ребенка каждый день несет с собой открытия, имеющие исключительную важность для формирования его личности: это и общение со взрослыми и детьми, и наблюдения за жизнью взрослых, явлениями природы, и, конечно это информация, которую дети получают из книг.
Произведения искусства не только расширяют его знания о действительности; главное – они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Дети очень любят, когда им читают различные книги. Но самые любимые книжки для всех детей — это сказки. Очень важно понимать, что такой жанр литературы не является простым развлечением или легким чтением перед сном, хотя, у него есть и такая функция. Сопереживание персонажам художественного произведения, в частности сказки, представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление, причем, эти отдельные эмоции в каждом индивидуальном комплексе занимают различное место по значимости, продолжительности, устойчивости. Сказка активизирует воображение ребенка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям.
Такие приемы как, творческий кукольный спектакль, игра – беседа с персонажами, игра-драматизация по сюжету сказки, способствует формированию необходимого эмоционального отклика на события сказки и поступки героев. В процессе работы необходимо соблюдать постепенность, последовательность перехода от одного этапа работы к другому: от чтения к беседе с детьми или приему «нравственной лесенке», далее – к прямому контакту с персонажами (игры-беседы, кукольные спектакли в виде игр, выставки рисунков, к играм – драматизациям. По мере необходимости допускать возврат к некоторым методическим приемам для усиления воспитательного момента или коррекции нежелательных эмоциональных реакций (могут повторяться все указанные приемы, особенно игры-беседы с персонажами.)
Сближение сказки и ее героев с жизнью и эмоциональным опытом ребенка обеспечивается объединением в одной игре героев различных сказок и их активным общением с детьми (прием взаимодействия любимых детьми или хорошо им известных персонажей с персонажами новых произведений. Этот прием эффективен, когда возникают трудности у детей с соответствующим эмоциональном отношениям к героям). Усилить сопереживание соответствующим героям сказки и проникновение ребенка в нравственное содержание произведения помогает прием игр-драматизаций. Вся эта система принципов и методических приемом в целом помогает формировать у детей образно – эмоциональное обобщение воспринятого художественного материала. Далее необходимо научить дошкольников переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации. Для этого требуется:
- научить детей видеть эмоциональное состояние другого (игры-драматизации с повторами определенных сцен и с предложением какому-либо ребенку играть в них сначала одну, а затем тут же – другую роль и т. д. ; рассматривание иллюстраций с изображением различных эмоциональных ситуаций с соответствующим обсуждением; проигрывание коротких сценок, специально нацеленных на это; участие детей в творческих кукольных спектаклях и драматизациях то в качестве исполнителей, то в качестве зрителей);
-создать определенные условия для развития у ребенка способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками ситуации, аналогичные сказочным по своей нравственной сути; учить жалеть, защищать, помогать и т. д.
-обучать детей выбору соответствующего персонажа, которому они смогут подражать в жизненных ситуациях, аналогичных сказочным (различные контакты с персонажами, при которых педагог косвенно – через других персонажей или других детей – одобряет или не одобряет выбор ребенка; пример соответствующего выбора детьми для ого ребенка, у которого этот выбор оказался неправильным.
Большую помощь в распознавании эмоций других детей оказали сюжетные картинки, на которых изображены ситуации из жизни детей и взрослых. Опираясь на собственный эмоциональный опыт во взаимоотношениях с окружающими, дети на основе конкретных действий и переживаний персонажей раскрывают социально-нравственный смысл ситуации. После всех просмотров необходимо провести анализ того, что изображено на картинке. Дети не только отвечали на вопросы, а и показывали с помощью выразительных средств какое-либо эмоциональное состояние. Во время чтения художественной литературы, необходимо привлекать внимание детей к особо выразительным иллюстрациям, хорошо передающим эмоциональные состояния, обращать внимание на особенности движений, мимики, характер взгляда, улыбки, позы и т. д. Для этого можно сделать подборку книг с яркими иллюстрациями, которую разместить в книжном уголке в доступном для детей месте.
Так же большое значение для развития эмоциональной сферы ребенка играют музыкальные произведения.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей. Благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. В. А. Сухомлинский писал: «Как гимнастика выпрямляет тело, так и музыка выпрямляет душу человека…Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.
Слушая музыку, человек познает себя, и познает прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, чтобы быть прекрасным, и если в нем есть что-то плохое, то это плохое надо преодолеет; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка…Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…»
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера ребенка, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о существующих в реальной жизни чувствах человека. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление можно приобщить ребенка к музыкальной культуре и заложить ее основы.
Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует ребенка в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить переживать музыке. Именно в этом возрасте необходимо «учить душу трудиться» : сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям.
С этим связана и основная задача музыкального воспитания дошкольников - влюбить детей в музыку, развивать эмоциональную отзывчивость на нее.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано (Н. А. Ветлугина, К. В. Тарасова).
С первых месяцев нормально развивающейся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти.
Установлено, что к трем месяцам девочки больше реагируют на мелодичную музыку, а мальчики на прерывистые звуки.
Второй год жизни. При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции : веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.
Третий и четвертый год жизни. В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни. Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей.
Мировая музыкальная классика имеет целый пласт так называемой «детской музыки»- произведений, предназначенных для слушания и исполнения детьми, например, цикл детских пьес Р. Шумана, С. Прокофьева, П. Чайковского и др. Помимо «детской музыки» необходимо знакомить детей с фрагментами произведений разного времени – старинной музыкой И. С. Баха, А. Вивальди, В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и др., русских и советских композиторов.
Для развития музыкального восприятия можно предложить детям не только передать характер музыки движениями, но и такой прием как оркестровка музыкального произведения.
Задания: «Подбери музыкальные инструменты к прослушанной музыке».
Такие задания способствуют самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению фантазии.
Для развития эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности можно использовать следующие задания:
1. Музыкальное лото
Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная).
Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.
Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л. В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы»
Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес.
2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование)
Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть).
Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10.
Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть.
Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора).
3. «Полянка»
Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях.
Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.).
Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро»
Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе.
4. Двигательная импровизация под музыку
Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях.
Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья.
Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония».
Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего.
5. Оркестровка
Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах.
Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны.
Музыкальный репертуар. П. И. Чайковский «Камаринская»
Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения.
6. Автопортрет
Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций.
Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши.
Музыкальный репертуар. П. И. Чайковский «Подснежник»
Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки.
Приобретённые детьми знания о средствах эмоциональной выразительности в музыке и литературных произведениях, умение воспринимать произведения искусства и выражать свои эмоции в музыкальной деятельности, станут фундаментом для дальнейшего развития эмоционально-чувственной культуры в школе, обогатят внутренний эмоциональный мир каждого ребёнка.