Карина Буракова
Особенности развития восприятия у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие у детей с ДЦП характеризуется количественным отставанием от возрастных нормативов и качественным своеобразием в формировании данной психической функции.
Наблюдается своеобразное развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций: на оптический и звуковой раздражитель возникает притормаживание общих движений, при этом отсутствует двигательный компонент ориентировочной реакции (у некоторых детей вместо ориентировочных реакций возникают защитно-оборонительные реакции).
Публикация «Особенности развития восприятия у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Зрительное сосредоточение появляется у детей с ДЦП после 4-8 мес. и характеризуется рядом патологических особенностей : фрагментарностью, скачкообразности и ограничением поля зрения, вызываемых косоглазием, нистагмом или влиянием позотоничних рефлексов на мышцы глаз.
У детей с ДЦП нарушение зрительного восприятия затрудняет узнавание осложненных вариантов предметных изображений. Существенные трудности наблюдаются в восприятии конфликтных составляющих фигур (например, утки и зайца). У некоторых детей часто долго сохраняется зрительный след от предыдущего изображения, мешает дальнейшему восприятию. Наблюдается нечеткость восприятия картинок : одну и ту же картинку со знакомым предметом дети могут "узнавать" по-разному. Многие дети не умеют найти нужную картинку или узнать ее, не умеют найти важную деталь на картинке или в натуре, что мешает осмыслению сюжетных картин. Возникают трудности в написании цифр, изображения могут быть зеркальными или перевернутыми. Трудности воспроизведения букв могут быть связаны не только с нарушением оптико-пространственных представлений, но и с неврологическими проявлениями (парез, гиперкинезы и др.).
Нарушение зрительного восприятия может быть связано с недостаточностью зрения, что нередко наблюдается у детей с ДЦП. Такие особенности зрительного анализатора, как снижение остроты зрения, косоглазие, двоение в глазах, нистагм и другие, приводят к дефектного, искаженного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
У некоторых детей с ДЦП отмечается снижение слуха, негативно влияет на становление и развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического ( неразличение подобных по званию слов: "коза" - "коса"). Ошибки, обусловленные нарушением фонематического восприятия, ярче проявляются на письме.
При всех видах ДЦП наблюдается нарушение пространственного восприятия. При гемиплегии возбуждено боковая ориентация, при диплегии - ориентация по вертикали, при тетраплегии - ориентация в направлении спереди назад. При последней форме искажения пространственного восприятия несет тяжелые последствия для психики ребенка.
Таким образом, для детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира, часто приводит к задержке психического развития даже при хороших потенциальных интеллектуальных возможностях, поскольку именно восприятие, как основа чувственного познания, составляет фундамент всей психической познавательной системы.