Получи документы

Особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Водяницкая Людмила
Особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Творчество отражает внутренний мир человека, его желания, стремления, пережива- ния. Оно даёт человеку понятие о своей целостности. В момент творчества человек наиболее полно осознает свою индивидуальность, как личность. Творчество — это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в разнообразных жизненных ситуациях в современном мире. И в творческую деятель- ность необходимо вовлекать детей чем раньше, тем лучше.

Публикация «Особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду» размещена в разделах

Способности к творчеству у всех детей разные. Они зависят от наследственности, темперамента, среды, которая окружает ребенка, от особенностей нервной системы, так музыкальный слух будет развиваться у детей с высокой чувствительностью иначе, чем у детей с низкой чувствительностью. Также большое значение, а во многом и определя- ющее, в развитии способностей к творческой деятельности имеют особенности обучения и воспитания.

Творчество играет огромную роль в жизни человека, тем более оно играет большую роль в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творчества у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, возникает чувство внутреннего контроля и порядка, активно строятся индивидуальные социальные контакты. Так же, творческая деятельность помогает справиться детям с негативными переживаниями и внутренними трудностями, которые кажутся для ре- бенка непреодолимыми. Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выра- зить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вер- бально. Кроме того некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и проясняю- щим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные средства. Немалое зна- чение имеет тот факт, что творчество позволяет ребенку выражать негативные чувства, такие как: злость, обида, ненависть, зависть, в социально приемлемой манере, ликвиди- руя их полностью, или понижая их активность. Если ребенок нерешительный, боязли- вый, застенчивый, для него очень полезна творческая деятельность, она независимо от сюжета, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости. Дети с ОВЗ несамостоя- тельны, они постоянно нуждаются в помощи и поддержке взрослого, вследствие чего они лишены обширных контактов и не имеют того опыта от других сверстников, кото- рый имеют обычные дети. Эти дети имеют ряд ограничений в различных видах деятель- ности. Их возможности приобретения навыков и мотивация к различным видам деятель- ности сильно ограничена. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возник- новению эмоциональных проблем у таких детей (боязливость, тревога, страх и т. д.).

Что же такое творческие способности?

Творческие способности – это не просто способности к различным видам художе- ственной деятельности (умение красиво рисовать, сочинять стихи, петь, танцевать и т. п., а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Для развития творческих способностей у детей с ОВЗ огромный потенциал заключен в изобразительной и декоративной деятельности, использование нетрадиционных техник (витраж, коллаж пуговиц, рисование пластилином, свечой; папье-маше, комбинированная аппликация). Все эти перечисленные техники привлекают своей художественной вырази- тельностью, активизируют индивидуальные способности детей. С новыми материалами ра- бота необходима, так как она формирует необходимые для творчества качества : уверен- ность в себе, самоуважение, самоутверждение, снимает страх неудачи. Ребенок с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успеш- ной социализации. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для успешной адаптации в социум, равные возможности для дальнейшего существования в нем.

Профессор О. А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для разви- тия способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специаль- ная помощь и поддержка.

Что же может помочь им развить свои таланты и способности, реализовать себя и до- биться успеха? Как развить творческие способности у детей с ОВТак как дети с ОВЗ непостоянны, инертны, быстро теряют интерес к творческой дея- тельности и только педагог, умеющий выработать требования к детям, мотивационные ресурсы и стимулирование, добивается высоких и эффективных результатов.

Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие : способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенности в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. Для развития творческих способностей дошкольников с ОВЗ важно знать и использо- вать учение Л. С. Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами раз- витии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние воз-

можности и резервы ребенка для дальнейшей социализации и адаптации в обществе.

Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы форми- ровать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его развития. Например, создание самодельных игрушек, поделок стимулирует развитие креативного мышления у детей. + Занятия творческой де- ятельностью приносят ребятам огромное удовольствие. = Подарок, сделанный своими руками, в который ребенок вкладывает не только тепло своих рук, но и частичку своей души. Именно поэтому развитие потенциальных творческих способностей очень важно при воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Дети, научившиеся определенному виду искусства, начинают радоваться успехам, же- лают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных вы- ставках, концертах, конкурсах.

Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников. Для детей и их родителей необходимо проводить концерты, дни открытых дверей, творческие конкурсы, выставки творческих работ, детские праздники. Участие в концертах, выступление перед роди- телями, и перед своими сверстниками – всё это не только повышает исполнительский уровень детей с ОВЗ, но и воспитывает у них чувство гордости за себя, веру в свои силы и возможности. Все это способствует социализации, развитию и самоутверждению среди сверстников.

Музыка, будучи специфическим художественным отражением объективной действи- тельности, обладает огромной эмоциональной силой, имеет важное значение в развитии человека, его нравственно-эстетическом воспитании, при этом оказывает психотерапев- тическое воздействие, выполняет коммуникативную, регулятивную, функцию.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, одним из опреде- ляющих факторов воспитания и развития ребенка, в том числе и с ограниченными воз- можностями здоровья, является искусство. Использование искусства в качестве средства воспитания для детей с ОВЗ оправдано по следующим причинам:

1. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон пси- хической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и твор- ческих способностей;

2. Искусство обладает большим оздоровительно-развивающим потенциалом : напри- мер, благодаря использованию специально подобранных средств и методов эстетиче- ского воспитания могут быть достигнуты позитивные психосоматические эффекты;

3. Посредством искусства происходит становление и развитие личностных качеств ре- бенка. Через регулярные занятия художественно-эстетической направленности у детей с ОВЗ формируются такие личностные качества как, трудолюбие, ответственность, настойчивость, терпение, чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности.

4. Комплексное воздействие на познавательную и эмоционально-волевую сферу ре- бенка с ОВЗ направлено на развитие и саморазвитие, возможность творческого самовы- ражения. Занятия музыкой, изобразительным искусством позволяют развивать у детей с ОВЗ эстетический вкус, наглядно-образное мышление, творческое воображение,

З?память, расширяют культурный кругозор, формируют знания и умения в творческой об- ласти, выявляют способности детей.

5. Занятия творческой деятельностью способствуют более успешной адаптация детей с ОВЗ к жизни и организации социального самоутверждения. Например, занятия худо- жественной направленности позволяют детям с ОВЗ самореализовываться в доступной для них сфере. Впоследствии занятия музыкой и художественным творчеством могут стать будущей профессией детей с ОВЗ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ систематизирует работу в направлении творческой ре- абилитации детей с ОВЗ, ориентирует взрослых (педагогов, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характе- ристики его мировосприятия и поведения.

Воспитанники будут с увлечением заниматься творчеством, если педагог:

• эмоционально рассказывает о предстоящей деятельности и о ее пользе для жизни человека;

• умеет ярко демонстрировать продукт деятельности;

• создает располагающие к творческой деятельности условия;

• обладает отзывчивостью, терпением и душевной добротой;

• готов повторять с ребенком каждое движение терпеливо и многократно, доведя до автоматизма определенные навыки и умение;

• имеет большой арсенал коррекционно-развивающих упражнений для развития психических функций ребенка с ОВЗ.

• обладает умением вовремя поощрить, простимулировать ребенка.

Важны также и занятия по программам дополнительного образования художествен- ной направленности, которые будут способствовать дальнейшему формированию у де- тей с ОВЗ жизненной компетенции:

- достаточный уровень овладения практическими умениями и навыками в учебно- творческой деятельности и взаимодействии с окружающими;

- расширение кругозора детей с ОВЗ о мире искусства;

- успешная социализация и адаптация детей с ОВЗ в обществе.

Таким образом, включение детей с ОВЗ в творческую среду, позволит развивать их творческие способности в области театрального искусства, музыки и изобразительного искусства, коммуникативные навыки.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цикл коррекционных занятий по комплексной нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья Цикл коррекционных занятий Цель: Комплексная нейропсихологическая коррекция детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. Развитие.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Опубликовано: 7 сентября 2024 в 22:16
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Водяницкая Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД