Разумовская наталья
Особенности развития социально-коммуникативной компетенции у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР, так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у дошкольников обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Они используют и понимают более простые средства невербального общения (мимика, взгляды, характерные для детей раннего возраста, тогда как сверстники с нормой речевого развития пользуются в процессе общения преимущественно речью.
Публикация «Особенности развития социально-коммуникативной компетенции у детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Можно выделить несколько групп коммуникативных умений:
1. Собственно речевые умения:
• вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);
• поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора - сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;
• говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.
3. Умение общаться в паре, в коллективе.
4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.
5. Неречевые (невербальные) умения - уместное использование мимики, жестов.
По результатам обследования можно сделать следующие выводы:
1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-граммматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения.
2. Имеющиеся трудности в осуществлении речевого общения с взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в виде различных форм, таких как: пальчиковая гимнастика, игры-разминки, игры-импровизации, инсценировки, хороводные игры, в процессе которых дети учатся сотрудничать. Большое место отводится потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребёнка.
В дидактических играх, играх-драматизациях дети учатся принимать участие в групповом разговоре, приобретают навыки вежливого общения.
В самостоятельной деятельности помогаю ребёнку свободно выбирать вид деятельности, который ближе всего соответствует его способностям и интересам.
В этом возрасте обучаем детей более точно отвечать на вопросы по-разному: кратко и распространённо, участвовать в общей беседе. Внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребёнка.
В систему коррекционной работы необходимо включать различные игры, упражнения, тренинги, через которые дети учились бы различным средствам коммуникации.
Игры парами – средство развития диалога. Дети учатся ориентироваться на партнёра-сверстника, его практические и речевые умения. Сначала дети учатся правилам общения в играх: соблюдать очерёдность игровых и речевых действий; уже сказанное не повторять; в случае затруднения задавать уточняющие вопросы; вежливо обращаться друг к другу с просьбой по имени, использовать «волшебное слово «пожалуйста».
Игры с мячом наиболее популярны у детей, поэтому их используем для обучения коммуникативным навыкам. «Мяч передавай – слово называй», «Ты катись, весёлый мячик…», «Скажи ласково» и другие.
Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.