Галина Тихонова
Консультация «Особенности развития речи детей в раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи у детей в раннем возрасте
Ребенок начинает понимать обращенную к нему речь во второй половине первого года жизни. Он устанавливает связи между произносимыми словами (их звуковым образом) и предметами или собственными действиями. К 9-10 месяцам их количество может быть довольно значительным.
Особый интерес представляет развитие понимания ребенком различных поручений, названий действий и инструкций к их выполнению.
Публикация «Консультация „Особенности развития речи детей в раннем возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Понимание инструкций является одним из важнейших условий формирования своеобразных отношений ребенка и взрослого, обнаруживающих в их совместной деятельности. Инструкция взрослого организует протекание предметных действий ребенка. Поэтому развитие у ребенка понимания речи на втором году жизни играет важнейшую роль при усвоении им способа действия с предметами.
На третьем году жизни понимание речи ребенком и возрастает по объему, и качественно изменяется. Дети в возрасте 2-3 лет могут понимать не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, но и речь-рассказ.
При правильных условиях воспитания резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины второго года жизни. Предложения, конструируемые ребенком в этом возрасте, существенно отличаются от предложений, употребляемых взрослыми, именно неизменностью входящих в их состав отдельных слов. Связи между словами сведены к двум типам: субъект и его действие («дядя стучит», «кукла плачет», действие и объект действия или место действия («дай булку»).
Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активности ребенка. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. Словарный запас при правильной педагогической работе с детьми 1200 – 1500 слов к концу третьего года.
Так в период от 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. отмечается появление первых сложных предложений. Однако в этот период в речи ребенка редко встречаются сложные предложения, части которых соединены союзами. Начиная с 2 лет 6 мес. и до 3 лет ребенок овладевает употреблением целого ряда союзов.
Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2—3 года учить правильно произносить шипящие, звук р, читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста.
Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей, с которыми малыш часто общается.
Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звуко-подражания («бибика», «ляля» и т. д., сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хва-лить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно это не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых, ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
Воспитатель МБОУ «Детский сад № 5 «Березка»
Г. Н. Тихонова