Мария Зюзгина
Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. ОНР — причины, основные направления работы на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте. ОНР – причины, основные направления работы на учебный год
План выступления:
Причины речевых нарушений;
Основные направления работы на учебный год;
Правила работы в домашних тетрадях.
Нормы развития речи детей.
Публикация «Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте, ОНР — причины, основные направления работы на учебный год» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
1г. 3 мес. – 1г. 8 мес.
- отдельные слова в роли предложений /29 слов/
- название лиц, предметов /22 слова /
- звуки: а, о, и, м, п, б, к, г, дь, ть, ль, сь.
1г. 8 мес. – 1г. 10 мес.
- объединяет в одном предложении два аморфных слова /78 слов/
- звуки: х, п, й.
1г. 10 мес. - 2г. 1 мес.
- рост предложений до 3 – 4 слов, появляется словоизменение
- о себе говорят в третьем лице
- звуки: твердые н, т, д.
2г. 1 мес. - 2г. 3 мес.
- рост простого предложения до 5 -8 слов.
- звуки: твердые с, л, ы, в, р, з.
- активный словарь 250 -300 слов.
2г. 3 мес. – 3г.
- развитие сложного предложения;
- усвоен в основных чертах грамматический строй языка;
- звуки: ч, ш, ж, щ, ц.
- устанавливается согласование прилагательных с существительными;
- активный словарь 800 – 1000 слов.
3 -4 года.
- начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребенка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению в единую группу, различать предметы, близкие по внешним признакам.
- звуковая сторона речи усвоена. Нижняя граница нормы.
- активный словарь 2000 слов.
5 лет.
- звуковая сторона речи полностью усвоена. Верхняя граница нормы.
- употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.
- активный словарь 2500 – 3000 слов.
6 лет.
- исчезает смешение звуков (свистящих – шипящих, твердых - мягких, звонких – глухих, сонорных).
- ребенок может изменять по мере необходимости громкость и темп речи, умеет использовать интонационные средства выразительности
- устная речь почти не отличается от речи взрослых.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребенка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, т. к. письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Это доказывает, что работу по формированию правильной речи нужно начинать в дошкольном возрасте.
Причинами общего недоразвития речи являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (токсикоз, интоксикация, так и во время родов (асфиксия, родовая травма). А также к причинам возникновения ОНР можно отнести следующие:
1. Неправильные условия формирования речи ребенка в семье (дефицит общения со взрослыми и с другими детьми, наличие няни, говорящей на другом языке, проживание с глухими родителями и т. д.).
2. Недостаточность речевого общения детей, воспитывающихся в условиях домов ребенка, детских домов.
3. Билингвизм, например, в детском саду с ребенком говорят на русском языке, а в семье — на другом.
4. Неблагоприятные социальные условия, в которых воспитывается ребенок.
На что же нужно обратить внимание в первую очередь?
От 2 до 3 лет:
- служит ли речь для ребенка средством общения или он прибегает в основном к жестам и мимике;
- общается ли ребенок посредством фразовой речи или произносит только отдельные слоги, слова;
- понятна ли речь окружающим;
- охотно ли он повторяет слова, фразы, исправляя тем самым свое произношение?
Особое внимание необходимо обращать на тех детей, у которых очень медленно протекает накопление словаря и развитие фразовой речи (активный словарь 20 – 30 слов, фраза типа «мама, ди», на детей, у которых вслед за бурным развитием речи появляется заикание. Если недостатки сохраняются длительное время, детей следует показать логопеду и психиатру.
От 4 – 5 лет:
- если у ребенка имеется недостатки произношения (сокращения трудных слов, перестановки звуков, пропуски согласных при стечении звуков);
- если нарушено звукопроизношение;
- если у ребенка бедный словарный запас;
- стойкие аграмматизмы.
От 5 – 6 лет:
- если у ребенка сохраняется смешение звуков;
- испытывает трудности в запоминании стихов, сказок, не может составить рассказ по картине или серии сюжетных картин.
Работа в логопедических группах делится на 3 периода в зависимости от времени и коррекционных задач. На данный момент времени длится I период обучения. Одна из главных задач этого периода – обследование речи детей, которое проводится в сентябре. Обследование речи проводилось с каждым ребенком отдельно, результаты обследования занесены в речевые карты детей. Ознакомиться с речевыми картами можно в индивидуальном порядке. Что же выявило обследование речи?
Нарушения звукопроизношения (свистящих, шипящих звуков, звуков Л и Р). Но, кроме того, общим для всех детей группы является нарушение, называющееся Общее Недоразвитие Речи (1, 2, 3) уровней. Для данного нарушения характерны такие особенности, как несформированность грамматического строя речи (дети не умеют, либо допускают множество ошибок при образовании множественного числа существительных и глаголов; не образуют уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных; не употребляют предлоги; не склоняют существительные по падежам; не согласуют существительные с количественными числительными и т. д., бедный словарный запас (не знают детенышей домашних животных, не могут назвать обобщающее слово, бедный глагольный словарь, не используют антонимы, неумение составлять полный рассказ с развернутыми предложениями, недостатки в развитии фонематических процессов (дети не могут различить и повторить звуки, слоги и сова схожие по звучанию, не могут выделить первый звук в слове, не могут придумать слова с определенным звуком) и т. д. Конечно, в рамках данного нарушения уровень речевого развития всех детей разный. Подробнее узнать о результатах обследования можно в индивидуальном порядке после собрания.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях :
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Список используемой литературы
1. Логопедия : Учебное пособие для логопедов. Флерова
2. Коррекция сложных речевых расстройств : Сборник упражнений для логопедов
3. Развитие речи малыша : Первые шаги для родителей, психологов, логопедов. Ляксо Е. Е.
4. Справочник логопеда. Поваляева М. А.