Якушева Наталья
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушением интеллекта.
Развитие познавательных процессов является важным условием коррекционного обучения.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что первоначально необходимо изучить особенности познавательной деятельности дошкольников с умственной отсталостью, а затем правильно организовать коррекционно-развивающий процесс. Только правильно организованная и построенная работа позволит ребенку проникнуть в мир социальных отношений, стимулировать развитие предметной, познавательной, трудовой, учебной деятельности, обеспечивая, таким образом, всестороннее развитие личности. Дети с умственной отсталостью способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, со многими, подчас весьма резкими, отклонениями от нормы. Тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Публикация «Особенности развития познавательной сферы дошкольников с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Дошкольники с умственной отсталостью способны к развитию, осуществляемому более медленно и атипично. Для них присущи весьма резкие отклонения от нормы. Формирование разных аспектов познавательной деятельности может по этой причине затрудняться и замедляться, что проявляется через особенности чувственного знакомства с окружающим миром.
Особенности восприятия у детей с интеллектуальной недостаточностью проявляются в замедленном темпе узнавания, не умении различать графически сходные буквы, цифры, предметы и т. д. Для детей данной категории характерно нарушение избирательности и объёма восприятия. Поэтому у детей возникает пониженный уровень понимания изучаемого материала. У детей с нарушениями в интеллектуальном развитии нарушено восприятие пространства и времени. Такие дети, как правило, плохо ориентируются в помещении и относительно себя, своего тела.
Процесс мышления является главным инструментом познания. Благодаря ему происходят такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. А у детей с интеллектуальной недостаточностью такие операции мышления сформированы не полностью и очень своеобразны. В отличие от своих типично развивающихся сверстников, эти дети обладают некритичным мышлением, они не обладают способностью к самостоятельному оцениванию своей работы. Для всех детей с таким нарушением характерна сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления.
Память умственно отсталых детей тесно взаимосвязана с особенностями восприятия и мышления. Запоминание, сохранение, воспроизведение для детей с интеллектуальной недостаточностью имеют ряд специфических особенностей. Дети намного лучше способны запомнить внешние, чем внутренние логические связи. Характерной чертой для детей с умственной отсталостью является не получение новой информации и её сохранение, а не её воспроизведение.
Можно сделать вывод, что основными нарушениями памяти у детей с интеллектуальной недостаточностью являются:
• замедленный темп усвоения;
• непрочность сохранения и неточность воспроизведения.
Чтобы дошкольники с нарушением интеллекта лучше усвоили новый материал, необходимы многочисленные повторения.
Воображению умственно отсталых детей характерно фрагментарность, неточность, схематичность. Неблагоприятное формирование воображения сказывается на менее успешном результате обучения.
Несмотря на трудности формирования представлений и усвоения знаний и навыков, задержку в развитии разных видов деятельности, дети с легкой умственной отсталостью все же имеют возможности для развития. У них в основном сохранно конкретное мышление, они способны ориентироваться в практических ситуациях, ориентированы на взрослого, у большинства из них эмоционально-волевая сфера более сохранна, чем познавательная, они охотно включаются в трудовую деятельность.
У умственно отсталых детей в дошкольном возрасте познавательная деятельность формируется с опозданием и с отклонениями на всех этапах развития. Основной принцип организации воспитательного процесса состоит в коррекционной направленности. Это предполагает активность при воздействии на сенсорное, умственное и речевое развитие дошкольника. Специалисты в этой сфере должны организовывать индивидуально-групповые коррекционные занятия и использовать основные направления работы с детьми. Для системы коррекционно-развивающего обучения присущи индивидуальные и групповые коррекционные занятия, имеющие общеразвивающую и предметную направленность. Цель коррекционных занятий представлена ростом уровня общего развития детей, восполнением пробелов прошлого развития и обучения. В этой системе проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать недостаточно освоенные навыки. Коррекционную работу производят в рамках целостного подхода, направленного на восприятие и развитие. По этой причине работа на индивидуально-групповых занятиях концентрируется на общем развитии дошкольников, а не на тренировке психических процессов.