Мария
Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич является одним из наиболее часто встречающихся в современном мире заболеванием нервной системы. Детский церебральный паралич (ДЦП) - это тяжелое заболевание нервной системы, основными в клинической картине которого являются двигательные нарушения, которые зачастую сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем, глубокой чувствительностью, судорожными припадками.
Публикация «Особенности развития познавательной сферы дошкольников с церебральным параличом» размещена в разделах
Механизм нарушений при ДЦП сложен и определяется как временем, так степенью и локализацией поражения мозга. Значительное количество работ отечественных специалистов, а именно Э. С. Калижнюк, Л. А. Даниловой, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюковой, Е. И. Кириченко, посвящены проблеме психических нарушений у детей, страдающих церебральным параличом.
Познавательная сфера – совокупность познавательных процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение, речь, познавательных интересов и различных видов познавательной деятельности.
Для детей с детским церебральным параличом
присущ неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных познавательных процессов. Эта особенность связана с мозаичным характером мозгового поражения на ранних этапах его развития.
Повышенная инертность и замедленность всех психических процессов приводит к трудностям в переключении внимания с одного вида деятельности на другой.
У дошкольников с ДЦП наблюдается повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также является последствием органического поражения центральной нервной системы. Истощаемость выражается в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях всех психических процессов, в эмоциональной лабильности.
Нарушение произвольного внимания негативно сказывается на функционировании всей познавательной системы ребенка с церебральным параличом, а именно на восприятии, памяти, мышлении, воображении и речи.
У детей с церебральным параличом обычно наблюдается не только малый запас знаний и представлений, за счет бедности их практического опыта, но и специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе предметно-практической деятельности.
Особенности мышления у детей с церебральным параличом обнаруживаются наиболее явно при выполнении заданий, требующих включение интеллектуальных процессов. У детей отмечается не только ограниченный запас знаний и представлений об окружающей действительности за счет бедности их практического опыта, но и имеют место специфические трудности переработки информации, получаемой в процессе коммуникативной и предметно-практической деятельности.
Таким образом, у детей с ДЦП наблюдается специфическое развитие и своеобразие в формировании познавательных процессов, хотя оно идет по тем же законам, что и развитие познавательной сферы нормально развивающихся детей. Нарушения развития отдельных психических функций (внимание, восприятие, память, мышление, речь) тормозят психическое развитие ребенка в целом.
Одной из причин в нарушении познавательной сферы может считаться вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения, что является главной особенностью церебрального паралича.
Из-за проявления двигательных и сенсорных расстройств у дошкольников с церебральным параличом, возникают
затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности.