Иванова Елена Владимировна
Особенности развития межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность развития межличностных отношений в дошкольном возрасте заключается в том, что удовлетворение материальных и духовных потребностей личности ребенка возможно только при установлении общения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и одним из основных факторов его психического развития.
Публикация «Особенности развития межличностных отношений детей дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В дошкольном возрасте общение влияет на развитие и формирование у детей образа самого себя. Первый опыт межличностных отношений, основанный на общении – это основа, на которой формируется дальнейшее развитие личности ребенка.
В исследованиях М. И. Лисиной указывается, что межличностные отношения реализуются в процессе совместной деятельности и являются необходимым условием жизни, без которого невозможно полное формирование всех психических функций и процессов, личности в целом [21].
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка. В этот период жизни у детей закладываются основы будущей личности, зарождаются новые социальные потребности, дошкольники усваивают определенную систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе. В процессе усвоения нравственных норм и правил у ребенка формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
В своих работах А. В. Бабаян отмечает, что дети дошкольного возраста обладают уже достаточно высокой подготовкой к различным видам деятельности и неплохо ориентируются в сфере социальных отношений. Это проявляется в умении принимать свои личные решения на основе уже приобретенных знаний, умений и навыков [4].
Согласно исследованиям С. Д. Смирнова, в дошкольном возрасте ребенок начинает принимать во внимание интересы партнеров. С. Д. Смирнов отмечает, что общение и взаимодействие со сверстниками для дошкольника выражается теперь не только условием для достижения совместной цели, но и становится самой целью. У детей проявляются способности для взаимной поддержки, общения, они делятся своими успехами и неудачами. Автор подчеркивает, что для ребенка дошкольного возраста сверстник является не только субъектом общения и главным партнером по совместной игровой деятельности, но и необходимой частью в становлении его самосознания [33].
Н. А. Шкуричева считает, что сформированность межличностных отношений у детей дошкольного возраста проявляется в желании взаимодействовать с окружающими, в умении вступать в общение, характеризующееся способностью слушать собеседника, эмоционально сопереживать и находить выход в любой ситуации, которой нужно следовать при общении. Н. А. Шкуричева отмечает важность формирования этого отношения не только через призму личностных, но и социальных ценностей [40].
Вопрос о формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста разрабатывался в исследованиях А. А. Амелькова, М. В. Ермолаевой, Г. Крайг, М. И. Лисиной, В. Ф. Сафина, Е. О. Смирновой, О. Н. Чумовской. Однако не все аспекты, раскрывающие специфику развития у дошкольников межличностных отношений в условиях ДОО, представлены в науке достаточно широко. В связи с этим возникает проблема развития межличностных отношений у дошкольников.