Ирина Владимировна Пилевич
Особенности развития и обучения детей с ЗПР дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.
Понятие «задержанное развитие» ввел В. В. Лебединский на основании обобщённых результатов исследований психологов, дефектологов и психиатров. По его мнению, тип нарушения психического развития зависит от:
1) функциональной локализации нарушения;
2) времени поражения
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда с наряду с недостаточно развитыми функциями имеются и сохранные. (В. В. Лебединский)
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. (Н. М. Назарова)
Клинико- психологическим изучением детей с зпр в нашей стране занималтсь Г. Е. Сухарева, М. С. Певзнер, В. В. Ковалев. Каждый из них предлагал свою классификацию, но все они строились по этиопатогенетическому принципу. Классификация детей с задержкой психического развития по К. С. Лебединской
ЗПР конституционального происхождения
наблюдается у детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.
«Психический инфатилизм»- личностная незрелость.
Для них характерны:
- большая выраженность эмоциональных проявлений, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность. Для них характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот;
при выполнении учебных заданий, умственном напряжении, у ребенка быстро наступает утомление;
дети усваивают учебный материал поверхностно, навыки носят неустойчивый характер. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, быстрая пресыщаемость и стремление делать только то, что нравится;
отсутствие чувства ответственности и стойких привязанностей, снижение критичности к себе.
Гармонический инфатилизм- это равномерное проявление инфатилизма во всех сферах:
-эмоциональной
–речевой
-интеллектуальной
-волевой сферах.
В некоторых случаях наблюдается психическое отставание, а иногда имеется и физическое отставание, т. е. психофизическое отставание в целом.
К поступлению в школу у этих детей наблюдается несоответствие психического возраста его паспортному возрасту, у семилетнего ребенка он может быть соотнесен с детьми 4 – 5 лет. Для детей с конституциональной задержкой характерен благоприятный прогноз развития при условии целенаправленного педагогического воздействия (доступных ребенку занятий в игровой форме, положительном контакте с учителем). Такие дети компенсируются к 10-12 годам. Особое внимание необходимо уделить на развитие эмоционально-волевой сферы.
ЗПР соматогенного происхождения
«сомато» – тело. К замедлению темпа психического развития приводят длительные хронические заболевания, стойкие астении (нервно-психическая слабость клеток головного мозга).
Такие дети рождаются у здоровых родителей, а задержка развития – следствие перенесенных в раннем детстве заболеваний: хронические инфекции, аллергии и т. д.
У всех детей с данной формой ЗПР имеет место выраженные астенические симптомы в виде головной боли, повышенной утомляемости, снижение работоспособности, на этом фоне расстройство, переживание, внимание снижается, память и интеллектуальное напряжение удерживается на очень короткое время.
Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью при относительно сохраненном интеллекте. В состоянии работоспособности могут усваивать учебный материал.
В упадок работоспособности могут отказаться от работы.
Склонны фиксировать внимание на своем самочувствии и могут воспользоваться этими способностями для того, чтобы избежать трудностей. Испытывают трудности в адаптации к новой среде. Дети с соматогенной ЗПР нуждаются в систематической психолого-педагогической помощи.
ЗПР психогенного происхождения
Задержка психического развития связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка.
Эти условия безнадзорность, часто сочетающаяся с жестокостью со стороны родителей, либо гиперопека, что тоже является крайне неблагоприятной ситуацией воспитания ребенка.
ЗПР церебрально-органического происхождения
Причиной нарушения темпа развития интеллекта и личности становятся грубые и стойкие локальные разрушения созревания мозговых структур (созревание коры головного мозга, токсикоз беременной, перенесенные вирусные заболевания во время беременности, грипп, гепатит, краснуха, алкоголизм, наркомания матери, недоношенность, инфекция, кислородное голодание. У детей этой группы отмечается явление церебральной астении, которое приводит к повышенной утомляемости, непереносимости дискомфорта, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания, снижение памяти и, следствие этого, познавательная деятельность значительно снижена.
Мыслительные операции не совершенны и по показателям продуктивности приближены к детям с олигофренией. Такие дети знания усваивают фрагментарно.
Стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности сочетаются у этой группы с незрелостью эмоционально-волевой сферы.
Им необходима систематическая комплексная помощь медика, психолога, дефектолога.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности.
Эмоционально- волевая
• отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций
• характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности
• игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием
• низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости
Память
• значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный
• недостаточная прочность запоминания
• кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение
• хуже развита вербальная память, лучше зрительная
• страдает способность к логическому запоминанию.
• лучше развита механическая память
Внимание
• внимание неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках.
• малый объём внимания;
• дети с ЗПР не могут правильно распределять внимание (трудно слушать и одновременно писать);
• наблюдаются трудности в переключении внимания с одного вида деятельности на другой;
• часто обращают внимание на второстепенные детали и на них застревают.
Замедленная скорость приема и переработки сенсорной информации
• в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе.
• - сужен объём восприятия;
• - наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (круг и овал);
• - наблюдаются проблемы с гнозисом. Дети с трудом узнают зашумлённые и пересекающиеся изображения, с трудом собирают разрезные картинки, ошибаются в «прохождении лабиринтов»;
• - нарушено восприятие цвета (особенно оттеночных цветов, величины, формы, времени, пространства;
• - затруднено пространственное восприятие, так как недостаточно сформированы межанализаторные связи;
• - физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие;
• - затруднён стереогноз (узнавание на ощупь).
Недостаточная сформированность умственный операций
• анализа, синтеза, сравнения, обобщения и т. д. ;
• особенно страдает словесно – логическое мышление. Этот вид мышления в норме формируется у детей к семи годам, а у детей с ЗПР значительно позже.
• не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, поговорку, пословицу;
• не могут без помощи педагога установить причинно – следственные связи
Низкая познавательная активность и слабость познавательных интересов.
Ограниченность, отрывочность знаний и представлений об окружающем
• Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем,
• недостаточно сформированные пространственные и временные представления,
• бедный словарный запас,
• несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
Отставание в речевом развитии:
• страдает звукопроизношение,
• фонематический слух,
• нарушен грамматический строй.
• связная речь,
• построение связного высказывания,
• нарушена смысловая сторона речи.
Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.
Литература:
Специальная психология Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений Издательский центр «Академия» 2003
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии ООО издательство «Речь» 2003
Ю. Е. Веприцкая «Развития внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет.
Цикл занятий «Мир эмоций». Волгоград: изд. «Учитель», 2007г.)
Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками. /авт. -сост. М. Р. Григорьева. - Волгоград: Учитель, 2009.-156с. : ил.