татьяна семенова
Особенности работы с дошкольниками с умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Еще несколько лет назад дети с умеренной умственной отсталостью считались необучаемым, а сегодня с внедрением и принятием новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования дать шанс нужно каждому ребенку. В настоящее время в процессе модернизации современной системы образования уделяется большое внимание совершенствованию содержания обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями. ФГОС учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности детей с умственной отсталостью, обеспечивает равные возможности получения качественного образования. Это касается и детей, имеющих диагноз умеренная умственная отсталость. Работа с данной категорией воспитанников имеет свои отличия и большие сложности, требует много терпения, многократного повторения. Эти дети имеют тяжелые дефекты психофизического развития, выраженное органическое поражение головного мозга, замедленный и неравномерный темп развития.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Наше учреждение единственное в городе, где три года функционировала группа для таких «особенных» деток. Хочется поделиться своим опытом практической работы. Прежде чем приступать к коррекционно-развивающей работе, необходимо провести обследование, установить контакт с детьми и родителями, педагогам нужно знать уровень развития и потенциальные возможности каждого воспитанника, тем более что способность к обучению у всех разная. Исходя из своего опыта и зная особенности развития детей с умеренной умственной отсталостью, к организации коррекционно-развивающей работы педагоги нашей группы подходят дифференцированно. Есть дети, которые не могут быть организованы в подгруппы и с ними проводится только индивидуальная работа. Также хочется отметить, что для данной категории детей необходим алгоритм, определенный порядок действий, привычный и знакомый, а любое даже незначительное отклонение или нововведение, требует длительного времени для усвоения.
Игровое упражнение «Круг», проводим три раза в неделю как часть занятия по 5-7 минут. Специалист, воспитатель и дети садятся в круг на полу на специально разложенные ориентиры - листочки. Прежде чем начать занятие мы даем детям возможность выбрать место в кругу. Начинаем упражнение всегда с приветствия друг друга, что дает возможность детям почувствовать себя частью коллектива, получить опыт взаимодействия с другими детьми. Приветствие выполняем разными способами (вербально, машем рукой, беремся за руки, передаем друг другу символ – красивый цветок). Далее идут упражнения на развитие мелкой моторики (упражнения с пальчиками, массажными мячиками, с пружинками су-джок, элементы артикуляционной гимнастики. При необходимости выполнять задания детям помогает воспитатель группы. Так как у детей этой категории стойкие речевые нарушение, а большинство вообще «безречевые» в коррекционно-развивающей работе применяются альтернативные средства коммуникации: жесты, карточки. Например, положительная оценка выполненного действия: показ большого пальца, хлопки в ладоши, поглаживание по голове.
На индивидуальных занятиях детям предлагается выбор: на небольшой планшетке размещены маленькие фотографии знакомых дидактических игр и ребенок выбирает доступным ему способом (словом, жестом) в какую игру он будет играть. Педагоги нашей группы постоянно поддерживают связь с родителями. Они посещают индивидуальные занятия с детьми, где узнают, что и как нужно закреплять с детьми дома, получают консультации и рекомендации, фотоотчеты о жизни детей в группе.
Действуя сначала по подражанию, затем по образцу дети научились различать цвета, формы и величину, выполнять упражнения на развитие мелкой моторики, несложные постройки и выкладывать простые фигуры. Мы начинаем формировать основы учебной деятельности (умение принимать задание, доводить его до конца, взаимодействовать с педагогами и сверстниками, без которых дальнейшее обучение невозможно. Достичь ощутимых результатов в работе с данной категорией детей очень трудно, но научить их действовать по образцу, слышать взрослого, понимать инструкцию и элементарно общаться можно.
Практика показывает, необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигуру, то соберет их в коробку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением.
Список литературы:
1. Маллер А. Р. «Помощь детям с недостатками в развитии» издательство. - М. : Аркти, 2006. - 4 с.
2. Реснянская О. Г. –Инновационная технология групповая коммуникация «Круг» в семейной группе https://ddnso.nsk.socinfo.ru/media/2020/06/16/1254677010/Resnyanskaya_O.G._vospitatel_semejnoj_gr_rvoj_kvalifikacionnoj_kategorii.pdf
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/